Малый бизнес Беларуси с нетерпением ожидал, когда установиться теплая летняя погода, в надежде, что количество клиентов вернется на прежний докоронавирусный уровень. Однако белорусы не планируют возвращаться к докризисному образу жизни, это показали социологические опросы. Наши соотечественники намерены больше бывать в кругу семьи, отдыхать на природе и меньше тратить. Исследователи прогнозируют падение спроса на 95% категорий потребительских товаров и услуг. Портал 024.by решил обобщить статистические данные.
Так, готовить дома чаще, чем до пандемии, отныне будет 51% респондентов, проводить больше времени с семьей — 49%, чаще гулять в парках и на природе — 43%, больше заниматься спортом — 37%, а 29% решили чаще ходить в гости и приглашать гостей к себе.
Многие семьи, жившие на карантине и работавшие удаленно устали от изоляции и очень хотят вернуться к нормальной жизни. Если в апреле 65% опрошенных считали, что «худшее еще впереди», то в начале июня таких пессимистов насчитывалось же меньше половины — 47%. Людей все меньше беспокоит вирус, все больше — работа и финансы, отмечается в презентации итогов исследования.
Одновременно опрошенные заявили, что планируют ужать ряд «докризисных» или раздувшихся в период пандемии трат: реже заказывать готовую еду, ходить в рестораны и покупать еду и кофе навынос. Кроме того, больше белорусов хотели бы реже покупать онлайн продукты питания и товары длительного пользования. Более 40% опрошенных решили меньше путешествовать и посещать культурные мероприятия.
В период самоизоляции люди стараются не брать и кредиты, что также сокращает их уровень потребления, отмечается в исследовании.
Около 60% опрошенных планируют вернуть свои расходы на продукты питания, одежду и обувь на докризисный уровень в течение нескольких месяцев, более половины за этот срок также рассчитывают восстановить потребление косметики. А вот на то, чтобы тратиться на развлечения, рестораны, покупку бытовой техники и путешествия «как до кризиса», по оценкам большинства респондентов, уйдет от года.
Пока же потребители намерены сократить свои расходы на 95% категорий товаров и услуг. В том числе — на продовольствие: спад потребительского спроса ожидается на все его категории, кроме свежих продуктов. В половине случаев траты сократятся из-за снижения доходов или потому, что респонденты уже сделали запасы. Двузначное падение спроса ожидается на одежду и товары длительного пользования. Экономить респонденты планируют и на других потребительских товарах, например на бытовой химии или игрушках.
Также опрошенные будут сокращать расходы на аренду, строительство и покупку жилья. Зато готовы больше тратить на услуги домашнего интернета. Кроме того, ожидается резкое снижение расходов на развлечения и отдых, причем упадет даже спрос на подписку видеостриминговых платформ и доставку еды, прогнозируют авторы исследования. Число готовых совершать международные перелеты белорусов существенно сократилось.По данным исследователей упадут расходы на спа, тематические парки и концерты — на 41%, на кинотеатры — на 44%, на отпуск и досуг — на 49%.
Поддерживать спрос будут домохозяйства с доходами выше среднего — сотрудники крупных компаний, высококвалифицированные сотрудники: их финансовое положение пострадало не так сильно, и часть расходов они перенесут с международных поездок на внутреннее потребление.