Август всегда преподносил какие-то сюрпризы или испытания на некогда большом пространстве братских народов. Не обошлось и без политических потрясений в Республике Беларусь. Сейчас можно делать много выводов из-за чего это произошло. Скорее всего, повлияла пандемия короновируса, досрочные выборы в Парламент.
В стране сложилась паритетная политическая ситуация. Противостояние устойчивой власти и протестной волны общества. На первый план этой волны вышла молодёжь, что неудивительно в эпоху интернета и открытости границ, то есть с возможностью увидеть что-то новое. При этом они увидели реальные возможности реализации себя как личности во многих отраслях и сферах жизнедеятельности свободного человека. Естественно, некоторая часть молодёжи прошла своеобразное обучение протестным технологиям за пределами нашей страны. Часть из них после попыток реализоваться на Родине потерпела фиаско, а сейчас получила возможность выразить свои претензии в коллективной форме протеста. И это свойственно максималистской молодёжи. Не обошлось без протестов со стороны рабочего класса, который всегда присутствует при возможности выразить свои претензии к власти публично. Хоть экономических требований у него в данный момент нет: видно достали управленцы и несправедливость вне предприятий.
Власть, конечно, допустила на первом этапе конфликта много ошибок. С течением времени произошла корректировка тактики поведения в сложившейся ситуации. Были взяты элементы современных пиар технологий, но ещё не хватает политических методов противостоять альтернативному движению граждан. Основное требование протестующих действующему Президенту – признать своё поражение. Сейчас уже ни та ни другая сторона не докажет свою правоту по результатам прошедших выборов.
Каков выход? Нужен компромисс. Предложения должны поступить от действующей власти. И в первую очередь необходимо произвести изменения и дополнения в Конституцию страны, то есть создать новую политическую систему. Об этом уже давно идёт полемика, как со стороны власти, так и со стороны общества. Диалог между властью и так называемым Координационным центром может затянуться на неопределенный период. А значит, страна будет находиться в аморфном состоянии, что сильно отразится на экономических показателях: пополнении бюджета, уровне зарплат и пенсиях.
Можно взять на вооружение опыт России по процедуре внесения изменений и дополнений в Конституцию. Необходимо создать рабочую группу по подготовке вопросов выносимых на референдум. Там должны быть представлены и активисты протестного электората, а также представители зарегистрированных объединений. Большинство членов рабочей группы должны иметь юридическое образование. Поправки и дополнения, вносимые в Конституцию необходимо вынести на всенародное обсуждение, которое может пройти в рамках действующего законодательства. И нет необходимости организовывать какие-то площадки для диалога, тем более Парламент страны, потому что его статус и состав является спорным вопросом. Диалог сейчас неуместен, да и стороны этого процесса неоднозначны и неравны.
Референдум можно совместить с выборами в новый парламент. Выборы могут пройти после 6 декабря 2020 года, согласно действующему законодательству. То есть референдум и выборы можно провести весной 2021 года. А до этого времени будет время качественно подготовить вопросы, выносимые на референдум с учётом возможного изменения статуса страны и статуса её руководителя. Будет ли это президентско-парламентская или парламентская республика. Или останется по-прежнему президентской.
А к выборам в новый парламент будет время подготовиться и старым и новым политическим силам. И по какому принципу формировать его тоже необходимо решить на референдуме. Естественно необходимо не чинить препятствий для регистрации новых партий, создание и формирование которых, должно проходить в рамках соответствующего закона. Уже назрела потребность общества и власти в создании провластной партии. Если власть имеет авторитет в стране, то она сможет выиграть парламентские выборы. Уже понятно, что выборы в парламент необходимо проводить по пропорционально-мажоритальной (смешанной) системе. Также необходимо произвести изменения и в составе Центральной избирательной комиссии. После избрания нового Парламента по изменённому принципу и с учётом формирования реальных партий наконец-то прекратятся разговоры о его легитимности и правомочности.
И тогда, согласно новой Конституции, можно провести президентские выборы и совместить с выборами в Местные Советы в 2022 году, которые тоже должны пройти по новой процедуре. В этот важный период изменений в стране необходимо соблюдение действующей Конституции и законодательства. В настоящее время это возможно при сохранении полномочий действующего Президента А.Г. Лукашенко.
Сегодняшняя Беларусь – это какой-то полигон испытаний новых технологий изменения власти во многих странах. Для более спокойного проведения политических реформ в нашей стране геополитические силы должны принять мораторий на вмешательство.
Анатолий Паломский