Аксёнова Анна Алексеевна- главный архитектор проектов мастерской ландшафтной архитектуры УП «Минскпроект».
Член Союза дизайнеров, Член Союза архитекторов. Автор объектов благоустройства в Минске: комплексное решение дизайна и визуальных коммуникаций Минского метро, аэровокзальный комплекс – аэропорт “Минск-2”, (оборудование, интерьеры); благоустройство внутридворовой территории Дома правительства, реконструкция воинских захоронений кладбища “Военное” по ул. Козлова реконструкция водохранилища “Комсомольское озеро” (парк Победы) ,реконструкция архитектурно-скульптурного ансамбля “Минск – город-герой. Научный руководитель объектов, которые являются историко-культурными ценностями Республики Беларусь: бульвары по ул. Ленина и Комсомольской; Лошицкий усадебно-парковый комплекс; кладбище “Восточное” (все в Минске); парковый комплекс в Несвиже; мемориальный комплекс “Тростенец”.
Наш корреспондент встретился с Анной и задал ей несколько вопросов.
Анна Алексеевна, расскажите, пожалуйста, немного о себе.
Наша гостья начала рассказ с того, что родилась она в 1953 году недалеко от Минска в семье военнослужащего. В том же году, семья Анны переехала в Минск на постоянное место жительства. После окончания минской школы девушка поступила в политехнический институт на архитектурный факультет. По окончанию учёбы Анна отправилась на работу в «Минскпроект» по распределению. И вот уже много лет она работает там.
Тяжело ли было освоить Вашу профессию?
— Хочу сказать, что в какой-то степени мне помогла судьба. Мой дедушка был художником, закончил свою жизнь в Ленинграде во время войны. Хоть я его совсем и не знала, мне передались его гены. Я всегда любила рисовать. А после учёбы по распределению мне повезло попасть в мастерскую Крамаренко Виктора Владимировича. В то время он был руководителем этой мастерской. В скором времени поступил очень интересный заказ — работа над метро. А именно комплексное решение по дизайну метрополитена и я попала в мастерскую Грибова Николая Николаевича. Мы трудились пока создавалось наше метро. Как первая, так и вторая линия.
Анна Алексеевна отмечает, что 90-е годы сформировали неблагоприятное экономическое положение и ей пришлось искать другую работу. Юртин Борис Олегович, который возглавлял ландшафтную мастерскую, пригласил Анну работать к себе. Женщина вспоминает, что первым объектом, который ей дали на разработку, стала территория Дома правительства. Так же, Анна работала над площадью перед универмагом «Беларусь».
— После возвращения в «Минскпроект» я возглавила бригаду ландшафтных архитекторов. Анна Алексеевна уточняет, что на самом деле такой специальности нет. Она поясняет, что название отдела звучит как ландшафтный экологический отдел, но такой специальности в трудовом реестре нашей страны нет.
— Мы либо самоучки, либо приобрели опыт от старших товарищей. В частности, от Юртина Бориса Олеговича. Работая с таким архитектором бок о бок я прошла высокопрофессиональную школу. Но много объектов было создано и самостоятельно. Поэтому, я считаю, что мы имеем право называть себя ландшафтными архитекторами.
Ландшафтная архитектура это всё-таки больше про науку или же про творчество?
Анна Алексеевна уверенно отвечает, что ландшафтная архитектура это обязательное сочетание двух этих компонентов. Но главная задача — создание художественного образа при помощи синтезации науки, строительства и творчества.
Корреспондент спрашивает у нашей гостьи, почему в последнее время профессия ландшафтного архитектора пользуется особой популярностью?
— В этом вопросе большую роль сыграла пропаганда информации о работе ландшафтных архитекторов других стран. Открытие границ позволило нам посещать страны, где мы видели развитие ландшафтной архитектуры. И в какой-то степени даже то, что я вступила в Федерацию ландшафтных архитекторов Европы сыграло свою роль. Нам стала поступать информация о самых известных объектах Европы и мира. Появилась возможность изучать книги, которые мы привозили из-за границы.
Анна Алексеевна отмечает, что у Минска в области ландшафтной архитектуры впереди ещё много работы, но и сделано уже очень много. Туристы, которые посещают столицу Беларуси, видят много зелёной территории. Она содержится в хорошем состоянии, а новых объектов с каждым годом становится всё больше.
Далее наша гостья рассказала о Белорусском союзе архитекторов.
— В 2006 году я возглавила секцию ландшафтной архитектуры при союзе архитекторов Республики Беларусь. Это общественная организация, в которую вступают энтузиасты. В организации обсуждаются самые ответственные проекты, оказывается поддержка. Не обходится и без критики. На повестку дня обычно выносятся наболевшие вопросы, которые требуют коллективного обсуждения.
Анна отмечает, что работа в этой секции дала ей многое. Благодаря работе там, нашей гостье удалось попасть в Федерацию ландшафтных архитекторов Европы.
— К сожалению в Федерацию я вступала как единичный член. Надеюсь, в будущем вся секция сможет туда вступить.
Трудно ли было работать над созданием мемориального комплекса «Тростинец»?
— Я хочу сказать, что это был самый трудный объект в моей работе, поскольку он связан с сильной скорбной историей. Перед нами стояла задача не обидеть память людей, которые пострадали. Это была большая ответственность. Объект требовал и сохранения памяти людей, и отображения исторических событий. Планировочная структура «лагеря смерти» была сохранена. Это удалось сделать благодаря совместной работе с историками. Кроме того, нас поддерживали специалисты из Германии и Австрии. При открытии немецкое правительство выделило финансирование, которое помогло осуществить все задумки. Представители из Австрии так же приезжали к нам и даже установили памятник погибшим на территории комплекса. В результате, объект приобрёл международное звучание. И это помогло мне отважиться на участие во Всемирном Конгрессе в этом году.
Анна Аксёнова рассказывает, что проект «Тростенец» прошёл конкурс и он будет озвучен перед тысячной аудиторией во время доклада в рамках Всемирной организации ландшафтных архитекторов. Конгресс пройдёт в следующем году в Малайзии.
Наша гостья рассказала и о Лошицком парке.
— Это место связано с моей молодостью. Я приезжала сюда, чтобы рисовать. Тогда это место было заброшено, но почему-то оно меня притягивало. Когда меня назначили научным руководителем на работу в этом парке, я отнеслась к этому с энтузиазмом.
Сейчас в Лошицком парке можно встретить туристов. Они часто просят провести здесь экскурсии и даже обращаются с такой просьбой к Аксёновой Анне.
В конце нашего интервью, гостья поделилась информацией о перспективных проектах.
— Некоторые из перспективных проектов уже выполнены и ожидают реализации в скором времени. Это проект «Парк дружбы народов». К концу подходит работа над интересным историческим проектом «Замковый комплекс Мир». Кроме того уже выполнены работы по набережной от проспекта Победителей до Богдановича. Я надеюсь, что этот проект будет реализован в скором будущем.
Каждый объект, над которым в течение своей профессиональной деятельности работала наша гостья, оставлял в её душе отзыв. Анна часто посещает места, над которыми она когда-то работала. Гостья с теплотой вспоминает каждый парк и сквер и всей душой любит город Минск.