После распада Советского Союза транзитные страны, иногда использовали свою инфраструктуру в политических целях. Это касается в первую очередь стран Прибалтики. Услугами их терминалов пользуются, как российские, так и белорусские компании. В тоже время предпринимателям и другим структурам было выгодно использовать эти порты. В этих странах в какой-то степени можно было использовать банковские операции аналогичные офшорам.
После президентских выборов в Беларуси осложнились межгосударственные отношения нашей страны с прибалтийскими странами. Они ввели санкции. В ответ Президент А.Г.Лукашенко заявил, что Беларусь перестанет пользоваться их портами для перевалки своих экспортных грузов. Через их порты наша страна экспортирует около 30 миллионов тонн. В первую очередь это калийные удобрения, нефтепродукты . А через Литву идёт половина всего грузопотока.
Объёмы российских грузов через прибалтийские порты уменьшился приблизительно на 15%. Тем не менее, 36% российский «Уралхим» экспортирует через них. Россия также солидарна с Беларусью и аналогично будет ещё сокращать свои грузопотоки. Перенаправляют свои экспортные потоки через расширяющиеся порты на Балтике, строительство новых хабов происходит и в настоящее время.
Переориентацию своих объёмов удобрений и нефтепродуктов Республика Беларусь планирует осуществить через российские порты. С российской стороны было заявлено, что это возможно, но в ограниченном количестве. Порты готовы к перевалке 6 млн тонн нефтепродуктов и 10 млн тонн удобрений. Ранее было намечено совещание рабочей группы российских и белорусских специалистов. 23 октября белорусская делегация во главе с Первым заместителем премьер-министра Беларуси Н.Г. Снопковым прибыла в С-Петербург.
Переговорный процесс необходим в большей степени для решения технических вопросов по транспортировке наших продуктов. Немаловажный фактор и тарифы на транспортировку. Расстояние в отличие от прибалтийских портов увеличивается на 300 километров. Варианты оптимизации тарифов существуют, это прокладка прямых нефтепроводов и путепроводов.
Конечно, прокладка этих транспортных артерий выгодна и России, значит необходимо решать эту проблему совместно. А для этого необходимы серьёзные инвестиции и время для строительства. В настоящее время существует возможность транспортировки нефтепродуктов и удобрений, но расстояние значительное. Естественно и оплата этих услуг дороговата. Республика Беларусь готова к сотрудничеству по этим направлениям и по строительству совместных терминалов.
Анатолий Паломский