Президент Республики Беларусь анонсировал об ограничении президентской власти, и передачи части полномочий Парламенту и Правительству. Затем в нашей стране, после выборов Президента, начались протестные выступления граждан. И вот в такой обстановке и политической ситуации в прессе и с экранов телевидения и интернета начались высказывания о статусе нашей страны. То есть, какой она должна быть в будущем — президентской, парламентской или президентско-парламентской.
В президентской республике государственными органами управляет президент, в том числе и правительством. В парламентской республике полномочия по управлению государством сосредоточены в пользу парламента. И правительство отвечает только перед парламентом. В президентско-парламентской республике государственное управление сбалансировано между президентом и парламентом.
В президентской республике президент избирается прямым голосованием избирателей. Он формирует сам правительство, которое ответственно только перед ним. И в такой республике власть разделена на исполнительную и законодательную.
В парламентарной республике правительство формируется в стенах парламента. Формированием его занимается партия, набравшая большинство мест в парламенте. Если их не достаточно, тогда формируется коалиционное правительство, на основе переговоров. Роль президента номинальная, здесь правление страной находится у политических партий.
В смешанной республике отсутствует прямая юридическая связь между президентом и правительством. Президент избирается непосредственно на основе прямых выборов гражданами страны. Он формирует правительство на основании доверия парламента. Правительство несёт двойную ответственность перед президентом и парламентом. То есть парламент имеет право объявить вотум недоверия правительству.
После развала большой страны в бывших её республиках образовались различные формы правления. Россия стала сразу президентской республикой. Наша страна короткое время была парламентской. А 15 марта 1994 года верховный Совет Республики Беларусь принял Конституцию, в которой была утверждена должность Президента.
Сейчас многие как в нашей стране, так и в России высказывают мнения о переходе на парламентские республики. Мотивация такова, что политическая конкуренция не позволяет Президенту стать диктатором.
В тоже время изменения статуса президентской республики на парламентские в Киргизии и Армении показал явное обострение противоречий между группами влияния в стране. И скорее всего проблема эта заключается в том, что политическая система в этих странах ещё не приобрела устойчивость. То есть партии ещё не набрали авторитетного влияния в обществе. Да и личность лидера правительства играет важную роль.
И всё же в странах с устоявшейся парламентской формой правления партии вынуждены прислушиваться к интересам и запросам граждан страны. Возможно, нашей стране в сложившейся политической ситуации и в перераспределении полномочий и ответственности подойдёт президентско-парламентская форма правления. Выбор за главой государства и волеизъявлением граждан.
Анатолий Паломский