Политическая система государства строится на активной деятельности партий. Как мы знаем политическая партия объединяет группу единомышленников , которые стремятся к политическим целям. А именно завоевание власти или участие в её осуществлении. Партийная система в разных странах бывает однопартийной, двухпартийной и многопартийной. В большинстве стран партии к власти приходят парламентским способом, то есть через выборы.
Как правило, партии в той или иной стране прошли большой исторический путь. В некоторых странах партии к власти пришли путём революций, и эта революционная сила создала главенствующую роль своей партии в государственном управлении. Здесь присутствует однопартийная система. В большинстве стран путём выкристаллизации через народное доверие у власти находятся две-четыре партии. Эта система называется многопартийной. Существуют страны со сложившейся двухпартийной системой, где в политике доминируют две партии.
Рассмотрим характерные примеры политических систем в некоторых странах.
Наша ближайшая братская страна является правопреемницей Советского Союза, в котором главенствующая роль в управлении страной принадлежала одной партии. Сейчас существует много мнений и суждений правильный ли был путь развития могущественного государства под гегемонией одной Коммунистической партии. После становления России на путь демократического развития было принято решение, что в стране не может быть одна политическая идеология. И в основном законе оговорено, что в Российской Федерации признаётся политическое многообразие, многопартийность.
В настоящее время в России существуют сорок девять политических партий, из них только шесть представлены в законодательном органе страны. Но вот уже около десяти лет лишь одна партия через свою фракцию в Государственной Думе может влиять на ситуацию в стране. Это так называемая президентская партия, какой является « Единая Россия». Члены этой партии доминируют в региональных и муниципальных законодательных органах, а также и в представительных. Стоит отметить из всего многообразия партий на слуху у избирателей только около десяти.
Вот уже более семидесяти лет в Китайской Народной Республике у власти находится одна политическая сила. Это Коммунистическая партия Китая. Согласно Конституции эта партия является руководящей силой общества и государства. Имеются и другие политические партии, их девять. Эти партии имеют места и в Постоянном комитете Всекитайского собрания народных представителей. Количество их незначительно.
Интересно, что в КНР разрешено двойное членство. Можно находиться одновременно в коммунистической партии и в демократической. За эти годы произошло переплетение партийных и государственных функций. Система управления государством базируется на принципах Коммунистической партии Советского Союза. Построена она также по территориально-производственной системе. То есть партийные ячейки имеются во всех автономных округах, далее в учреждениях и на предприятиях. Также партийные органы существуют и в вооружённых силах. Начиная, от управления государством, и заканчивая управлением трудовым коллективом, все решения принимаются только с одобрения органов коммунистической партии.
Характерным примером управления государством двухпартийной системой являются Соединённые Штаты Америки. В Конституции этой страны не оговорено какая-то роль партий в их существовании. Но так сложилось исторически, что две партии Демократическая и Республиканская активно участвуют в выборах Президента страны. Также в США имеются ещё тридцать восемь партий, но они не оказывают какого-то влияния на политическое управление государством.
Интересно заметить, что нахождение в той или иной партии является не фиксированным. Любой гражданин имеет право во время выборной компании зарегистрироваться или демократом или республиканцем. Отсутствуют также партийные билеты и партийные программы. А накануне выборов готовятся и принимаются партийные платформы, с которыми они идут к избирателям. Партии строятся по территориальному признаку, имеются соответствующие комитеты от участкового до национального.
В Республике Беларусь существуют пятнадцать политических партий. На слуху у избирателей и в СМИ только пять-шесть партий. И это неудивительно, наша страна является президентской Республикой. А выборы в Парламент осуществляются по одномандатным округам, поэтому в законодательном органе представительство партий незначительное. Аналогичная ситуация и в местных Советах депутатов.
Зарегистрированные партии после распада Советского Союза за эти годы так и не смогли привлечь на свою сторону широкие слои населения. Численность их немногочисленна, идеологические изюминки отсутствуют. Также в обществе отсутствует политическая культура, то есть население равнодушно к существованию политических партий. Как такова классическая политическая система в стране не создана.
Влияние на это оказала выборная система и отсутствие «партии власти». Последние события сложившиеся после президентских выборов наглядно показали наличие в обществе запросов на создание новых партий. А значит на изменения системы всевозможных выборов. В обществе давно идёт полемика выборы проводить по чисто партийной системе или по пропорционально-мажоритальной, то есть по смешанной. Часть депутатов различного уровня избираются по одномандатным округам, а часть по партийному принципу. Скорее всего, нашей стране подойдёт смешанный способ выборов.
Для активизации граждан в управлении государством необходимы реальные, а не аморфные партии. А для совершенствования их деятельности и законного функционирования, с учётом мирового партийного строительства и с учётом политической ситуации в стране необходим новый закон о политических партиях. Ранее уже было его общественное обсуждение. Надеемся после изменений и дополнений, внесённых в Конституцию Республики Беларусь, он будет представлен в Парламент страны.
Анатолий Паломский