Сегодня мы познакомим вас с еще одним моногородом, но уже из Минской области – Жодино, с его крупнейшим предприятием «БелАЗ» и местными промышленными достопримечательностями.
Начнем, пожалуй, с истории города, которая началась еще в 1643 году. По преданиям его основал Богуслав Радзивилл, и местечко, где сейчас располагается современный город, стало носить название Богуслав Поле. До 1963 года этот населенный пункт назывался Жодин, в честь реки Жодинь, которая ранее протекала там. Однако статус города Жодино получил только в 1963 году и получил свой собственный герб. Он представляет собой образ Божьей Матери, которая держит на своих руках герб Радзивиллов, как основателей города.
Развитие местечко получило только с появлением железной дороги в 1871 году и медленно, но верно тут начала развиваться торговля и промышленность. Именно тогда это место стало скоростным шоссе в очень удобном месте, которое связывало российскую столицу и западные границы Советского Союза. Добавим к этому близость к столице Белоруссии и вот, уже принято решение сделать Жодино энергетическим центром области.
Это случилось в 1940-х годах, когда стало понятно, что Жодино действительно очень удобно располагается между крупными торфяными выработками, поэтому было бы уместно возвести в этой местности ГРЭС, для строительства которой в сороковые года и прибыли первые строители. Однако планы нарушились, потому что началась Великая Отечественная война.
Строительство продолжилось уже после окончания военных действий на территории Беларуси. Жодино сильно пострадал – уцелело только семь домов. А новая электростанция запустилась в 1951 году, вместе с этим начался и рост города, куда прибывало все больше и больше работников.
Город понемногу начал застраиваться советскими архитектурными зданиями в «сталинском стиле». С течением времени практически все работники энергетической сферы получили жилье в комфортных двухэтажных зданиях, а самые квалифицированные специалисты отдельные дома. Обустраивался и город – зеленым бульваром с традиционным памятником Ленину, школой, клубом, магазинами, ресторанами и прочим.
Это дало толчок к строительству еще большего количества предприятий на территории Жодино, потому что удобство расположения города так и манило. Видя успех электростанции тут возвели маленький завод торфяного машиностроения «Дормаш», которое занималось выпуском контейнеров для транспортировки торфа, ворошилок для сушки, чтобы обеспечить деятельность местных торфяных выработок. Это предприятие начало свою работу еще раньше ГРЭС, но проработало недолго. Было решено реконструировать его в предприятие по выпуску дорожных машин (снегоочистителей, поливочных автомашин, кусторезов и прочего). Теперь численность работников увеличилась еще больше, а жилья стало не хватать. Поэтому был основан другой поселок рядом с Жодино. Он был таким же, как и первый, но масштабы были крупнее. Та же инфраструктура и концепция, трехэтажные здания на бульваре и Дворец культуры.
Некоторые источники называют Жодино – самым провальным из советских городов времен индустриализации. А почему так?
Два поселка оказались на приличном расстоянии друг от друга, что оказалось не лучшим решением для Жодино, и это до сих пор ощущается. Потом провалилась инициатива Никиты Хрущева о создании здесь агрогородка, но совместить эти центры не получилось.
Лучшим решением было бы выделить лидирующее предприятие, которое впоследствии отвечало бы за организацию застройки, придав ей целостность, но опыт Новополоцка и Солигорска повторить не удалось.
В то же время, начал свое существование крупный завод МАЗ, на котором помимо прочего, планировалось реализовывать выпуск самосвалов. А это было невозможно на территории минского автозавода. Поэтому это направление деятельности было решено перенести на базу жодинского «Дормаша», который подходил и по расположению и по оборудованию.
Стремительными темпами началось развитие «БелАЗа», город все больше застраивался улицами и зданиями, все больше специалистов выбирали Жодино как город для жизни. И вот, когда на территории появилось пять поселков для рабочих, которые были разорваны Московским шоссе, железной дорогой, промзонами и пр., был принят план о централизованном развитии города и создания сети общественного транспорта. Статус города Жодино получил в 1963 году, а эта инициатива появилась только в 1969. Однако план начал давать первые результаты только ко второй половите 70-х. Когда начались попытки создания общего центра города. Многие из запланированных объектов так и не были достроены, к примеру, гостиница, ФОК, новый Дворец культуры, которые смогли бы стать частью общего городского центра. Именно это стало отличительной чертой «провального» индустриального города от успешных Новополоцка и Солигорска.
По мнению специалистов из журнала «Строительство и архитектура Беларуси» главной проблемой Жодино стало неорганизованное размещение градообразующих предприятий, расположение жилых домов фрагментарно, недостатки в проектировании и градостроительном контроле.
Эти вопросы не решились в советские времена, а сейчас их ликвидировать и вовсе практически невозможно. Лидирующим предприятием в городе, конечно, стал «БелАЗ» и уже от него город постепенно развивался в привычный нам сейчас. Многие эксперты отмечают, что Жодино с потрясающим промышленным потенциалом мог бы достичь намного большего как градостроительная структура.
Сейчас Жодино – это город в Минской области общей площадью 19 кв. км. На территории города проживает более 64 тысяч человек по данным на 2018 год. Современный город расположился на реке Плиса в 44 км от Минска.
Среди интересных композиций для фотографии туристам и местным жителям есть некоторые как военные, так и просто интересные памятники. К примеру, в 2016 году здесь был возведен памятник воинам-интернационалистам, который был построен на средства местных жителей и городского бюджета.
У местного краеведческого музей есть два филиала, которые размещаются в городе. Сам музей был открыт в 2014 году и рассказывает об истории города. Один из филиалов – Дом-музей Анастасии Куприяновой, и второй – картинная галерея, где экспозиции меняются каждый месяц.
Среди интересных достопримечательностей можно выделить место для фотографий «Сердце» и забавных аистов без клювов, которые смотрят на Борисов.
Если вы хотите посетить самое крупное предприятие города, то «БелАЗ» предлагает экскурсии, которые проводятся довольно часто. В зависимости от времени года и праздников тут проходят разные акции.
В целом, на данный момент город развит достаточно неплохо. Здесь вы найдете все – и прекрасные виды на лесопарк, сможете отдохнуть воз реки, посмотреть на местные исторические достопримечательности и узнать немного больше о городе и его градостроительном предприятии (или даже не одном). Несмотря на некоторые трудности и недочеты при строительстве города, Жодино все же получился достоянием советской архитектуры, хоть и не идеальным.
В следующем материале мы расскажем о развитии, пожалуй, самого известного и развитого на данный момент моногорода Беларуси – Солигорска. О том, какие интересные достопримечательности есть в этом городе и его современном состоянии.