Процесс перенаправления грузовых потоков Беларуси начался. Дочерняя компания Белоруской нефтяной компании BNK приостановила экспорт нефтепродуктов через терминал литовского порта Клайпеда.
В ответ на недружескую политику и введение всевозможных санкций в отношении нашей страны Президент А.Г. Лукашенко в конце августа заявил, что Беларусь переориентирует свои грузопотоки с прибалтийских на российские порты. Тем не менее, заключённые ранее контракты будут выполнены до конца. Следует заметить, что экспорт через прибалтийские порты, пока экономически более выгодный, чем через российские. Решение белорусских властей сильно повлияет не только на финансовые показатели литовских компаний, но и на бюджет страны. Наши грузопотоки формирует 30% его наполняемости.
Произошедшее событие явный показатель того, что Беларусь подтвердила серьёзность своих намерений. Очевидно, в переговорном процессе с российской стороной появились какие-то позитивные решения. А проблемных вопросов на данном этапе отладки взаимовыгодного сотрудничества хватает, и в первую очередь оптимизация тарифов на транспортировку. В Министерстве транспорта России предложили нашей стороне уровень тарифов аналогичный российскому уровню. Но это не сильно повлияет на общую экономику перевозки нефтепродуктов, так как расстояние на 300 километров увеличивается. Прокладка прямых путепроводов и нефтепроводов один из вариантов оптимизации тарифов.
На основании Договора о Союзном государстве в последнее время активизировались переговоры по конкретным направлениям. Все эти недоработки и несогласованности можно свести в один пакет, в том числе и политические. Существуют дорожные карты по взаимному сотрудничеству. В них, скорее всего, найдёт отражение согласование тарифных величин.
Тем не мене перенаправление грузов с Прибалтики на Россию есть политический процесс. Возможно он сегодня наглядный, как всё-таки политика влияет на экономику. Было бы неплохо находить баланс между экономическими и политическими интересами, особенно для малых и средних стран. А так складывается ситуация, что где-то они теряют, где-то и жертвуют. В ситуации с нашими проблемами оптимистическая, ведь Беларусь ведёт переговоры не только с партнёром, но и с союзником.
Интересно заметить событие, произошедшее недавно в Республике Беларусь. В стране появился новый эксклюзивный поставщик нефтепродуктов республиканское торговое унитарное предприятие «Белзарубежторг». Скорее всего, это решение нашего Правительства свершилось на опережение. В перспективе Запад намеривается ввести экономические санкции. И новый оператор поставки нефтепродуктов на экспорт уместен, а возможно произошла диверсификация направлений поставок.
Стоит заметить, что помимо поставок нефтепродуктов через порты Прибалтики наша страна поставляет и другие грузы, такие как калийные удобрения. В данный момент российская сторона заявила о возможности перевалить 6 миллионов нефтепродуктов и 10 миллионов тонн удобрений. Значит необходимо начинать строить новые терминалы и транспортные артерии между нашими странами. А пока экономика будет влиять на политику. В ближайшее время мы увидим, как будет развиваться эта ситуация.
Анатолий Хищенко