На протяжении веков происходили всевозможные войны с потерями и с захватом заложников. В более поздние времена, конфликтующие страны начали процесс обмена пленными. Также в эти времена граждане по собственной воле из-за всевозможных угроз покидали Родину. После установления мира многие граждане и военнопленные желали вернуться в свою страну.
Для более комфортного и цивилизованного возвращения появились законы. Такие законы, как о гражданстве, о беженцах и всевозможные правила относительно соотечественников и репатриантах. Репатриант переводится как «возвращающийся на родину». В современном мире некогда большой семьи братских народов вопрос возвращения на историческую Родину встал после распада СССР. Особенно этот вопрос актуален для России. В первую очередь он конкретен для русских по рождению и тех граждан, которые ввиду разных причин стали не гражданами России, но хотели бы приобрести гражданство. Также российскими гражданами хотели бы стать и жители других стран.
Возвращение на Родину граждан в наших демографических проблемных ситуациях актуально сегодня, как никогда. И в России, и в Беларуси прямой закон о репатриации отсутствует. Существует ещё понятие соотечественники. Это граждане, проживающие за рубежом, чьи родственники по прямой линии проживали на территории России или Беларуси. Одним словом люди связанные через своих предков с их исторической Родиной.
В России в последнее время наблюдается серьёзный подход в отношении миграционного законодательства. Упрощён порядок получения гражданства и вида на жительство, для некоторых лиц эта процедура стала быстрой по времени решения. Правила о репатриации принимается для стимулирования соотечественников к возвращению на историческую родину. Конечно, в них присутствуют всевозможные гарантии и льготы. Репатрианты должны обладать профессией необходимой народному хозяйству и самое главное они должны хорошо знать русский язык.
Существуют программы расселения по российской территории, по компенсации затрат и по выплате всевозможных подъёмных. Процесс от получения статуса репатрианта до получения гражданства занимает от девяти до двенадцати месяцев. Много иностранных граждан давно проживают в России без гражданства, много лиц, родившиеся на территории РСФСР хотели бы восстановить свои права на гражданство по рождению. Также существуют и другие причинам утери гражданства. Всё это наводит ответственных лиц в Правительстве и Государственной Думе на обновление миграционного законодательства.
А как обстоят дела в Республике Беларусь с миграционным законодательством? Как такового положения или программы о репатриации отсутствуют. Существует закон о правовом положении иностранных граждан и правила их пребывания. В законе подробно оговорены категории иностранцев, которым выдаётся разрешение на временное и постоянное проживание и их правовое положение. Существует и квота для каждой страны на въезд иностранцев на постоянное проживание в Республике Беларусь. Также они имеют право на воссоединение семьи.
В связи с разного рода изменениями мирового правопорядка и возникающими конфликтами происходит изменения и в нашем законодательстве. Так предполагаются ввести изменения в Закон « О гражданстве Республики Беларусь». Намечены новшества по уменьшению срока на получение гражданства с семи лет до пяти, а для квалифицированных кадров до трёх лет. Уменьшен размер инвестиций для инвестора желающего получить разрешение на постоянное проживание. Важен новый посыл в законодательстве — право на восстановление в гражданстве и возможность приобретения гражданства детям, родившимся на территории Республики Беларусь. Такая норма существует во многих странах мира, даже если родители не являются гражданами. Законопроект принят недавно в первом чтении.
Вместе с тем большинство статей наших Законов в области гражданства и миграционной политике направлены на контроль и всевозможные ограничения. Разработчики трактуют это заботой об и обеспечение внутренней безопасности государства. Конечно, важна стабильность общественно-политической системы и выполнение конституционных норм гражданами страны и гражданами имеющими вид на жительство.
В настоящее время в стране происходит процесс подачи гражданами изменений и дополнений в совершенствование Основного закона. Возможно, необходимо дополнить статьи Конституции и нормами, направленными на улучшение имиджа страны в области гражданства. Например, граждане Республики Беларусь, проживающие за пределами страны более 20 лет имеют право на приобретение второго гражданства. Это позволит им не отказываться от гражданства Беларуси при получении гражданства той или иной страны.
Много факторов существует по связям с соотечественниками за рубежом. Также можно внести и следующее новшество. Белорусы, по происхождению проживающие за пределами Республики Беларусь на её территории обладают теми же правами в социальной защите, в пользовании услугами здравоохранения, культуры и образования, что и её граждане. Эта норма окажет влияние на рассуждение некоторых соотечественников, после посещения Беларуси, о возможном возвращении на историческую Родину.
Анатолий Хищенко