После распада Советского Союза и военного союза Организации Варшавского договора многие постсоветские страны почему-то начали налаживать отношения с военным блоком НАТО.
Так Российская Федерация в 1991 году присоединилась к Совету североатлантического сотрудничества. Даже позже был создан Совместный постоянный комитет с дипломатическим представительством России при НАТО. Были образованы рабочие группы по сотрудничеству, были подписаны всевозможные договора, разработана программа «Партнёрство ради мира». Российские войска участвовали в совместных учениях и миротворческих операциях.
Тем не менее, стремление НАТО к расширению вызывало неоднозначную протестную реакцию России. Но альянс постоянно нарушал договорённости, обозначенные в ходе переговоров и обязательств об объединении Германии. Особенно обострились отношения после того, как Грузия и Украина объявили о присоединении к Плану действий по подготовке к членству в НАТО. Большинство стран это желание поддержало.
До сих пор эти страны не приняты в этот военный блок. Но новая украинская власть стремится войти туда, даже в 2019 году парламент принял изменения в Конституцию, обозначив курс на ЕС и НАТО. Страны блока поддержали стремление Украины и Грузии вступить в члены альянса. С этой целью будут проводиться совместные учения, обмен информацией и будут совершаться визиты военных кораблей в их порты.
И вот власть Украины выступила с новой инициативой, совсем недавно министр обороны заявил об увеличении взносов в операции проводимые блоком. Всевозможными заигрывающими посылами и действиями Украина надеется в следующем году получить План действий по членству в организации, а к 2030 стать полноценным членом альянса.
Конечно, прозападные силы Украины преследуют две цели. В первых за их ретивое стремление войти в состав ЕС и его блока можно получать всевозможные преференции и денежные кредиты. Во вторых после вступления в блок страна попадает под коллективную защиту от «агрессора России». Но пока страны НАТО не стремятся продемонстрировать готовность принять Украину в свои ряды. Виной тому являются внутренние украинские причины. Такие как, наличие незатухающего конфликта в Донбассе и юридическая неурегулированность с Российской Федерацией проблемы по Крыму. В текущих международных отношениях Украина также находится в натянутых отношениях со своими западными соседями, а они являются членами НАТО. Да и само руководство страны не вызывает особого доверия со своим своеобразным иерархическим управлением страной. Пока морковка в руках Запада.
А как главный доминант блока относится к желанию украинской власти? Администрация президента Дональда Трампа не проявляла особого желания дать зелёный свет. Администрация последующего президента США Джо Байдена, скорее всего, будет иметь противоположное мнение. Этому будет располагать личные отношения Байдена с украинской властью. В тоже время и она тоже будет продолжать курс шантажа своих европейских союзников по отношению их к России и возможному новому партнёру альянса. Тем не менее, натовские военные проводят всевозможные маневры и учения, как на территории Украины, так и вблизи её соседки России. Одним словом они чувствуют себя там уже свободно.
А что же с продуманной тактикой Украины. Внешне всё вроде бы хорошо. Но европейские политики понимают, что вступление её в НАТО нарушит устоявшуюся систему безопасности в Европе, компромисс с Россией исчезнет. Российское руководство вынуждено будет реагировать адекватно в интересах великой страны. Воевать за Украину силы альянса вряд ли будут. А сама она рискует, значительно уменьшится в своих границах.
Анатолий Хищенко