На этой неделе состоялся телефонный разговор между главами Китая Си Цзиньпином и Республики Беларусь Александром Лукашенко. Официально диалог прошел успешно и даже достигнуты некие договоренности, например, о встрече на высшем уровне после улучшения ситуации с коронавирусом. Но все ли так однозначно как может показаться на первый взгляд? Этим же вопросом озадачились аналитики Центра стратегических и внешнеполитических исследований.
Специалисты Центра полагают, что в разговоре были затронуты проблемные для двух стран темы, которые поспособствовали ухудшению отношений Китая и Беларуси, начиная с середины 2020 года. Это, в первую очередь, несоблюдение и даже нарушение более ранних договоренностей с белорусской стороны. Помимо этого, обострение политической ситуации в Беларуси подорвало возможность реализации запланированных проектов.
По мнению аналитиков, телефонный разговор обусловлен принуждением со стороны России к транзиту власти и уходу Лукашенко с поста президента. И об этом китайская сторона хорошо проинформирована. Но главным вопросом в белорусско-китайских отношениях стало то, что Беларусь не выполнила ни одно обещание, которое было дано китайскому лидеру Си Цзиньпину еще в мае 2015 года.
В том числе, пострадала реализация инициативы «Пояс и путь» с широко известным флагманским проектом индустриального парка «Великий камень».
Эксперты считают, что из-за того, что западные страны практически в один голос не поддержали действующего президента в нынешнем политическом кризисе, Китай не рассчитывает на использование Беларуси как индустриального «моста» на рынок Европы, что, фактически, являлось главной целью КНР.
Среди договоренностей, которые были озвучены почти 6 лет назад, было окончательное вступление в ВТО, заключение соглашения нового поколения с Европейским союзом, добиться полной свободы от санкций, структурировать сферу бизнеса, привлечь сто резидентов в «Великий камень» до конца 2019 года и обеспечить его благоприятным режимом, а также снизить значимость Российской Федерации в основных направлениях развития страны. Ничего из этого достигнуто не было, а по некоторым пунктам наблюдается откровенный провал и ухудшение.
Теоретически, если бы эти обещания были выполнены, то Минск получил бы углубленное сотрудничество с Китаем по всем жизненно важным сферам отношений, включая инвестиции и даже оборону.
Главной ошибкой белорусских властей, по мнению аналитиков, стало недостаточное внимание к китайскому вопросу, начиная от полного непонимания того, что должно быть достигнуто, и заканчивая бездействием. Все это по итогу привело к значительному провалу в сотрудничестве уже в середине прошлого года.
В нынешней политической ситуации, которая сложилась в Беларуси, достижение прежних договорённостей едва ли возможно. Потому, что прежде, чем хотя бы начать работу в этом направлении потребуется разрешение текущего кризиса и нормализация отношений на всех векторах развития.