Недавняя облава и арест 53 демократических активистов в номинально автономном полудемократическом особом административном районе Гонконг стал последней эскалацией в длительной войне с политической оппозицией. В условиях репрессий, примененных в соответствии с драконовским законом о национальной безопасности, введенным Пекином в прошлом году, вопрос теперь заключается в том, сможет ли правовая система Гонконга сохранить свой особый характер и самобытность перед лицом авторитарной повестки дня Китая.
Продемократическое движение Гонконга возникло еще до передачи региона в 1997 году и за эти годы одержало ряд побед. Но его более широкие цели так и остались невыполненными, поскольку Пекин по-другому взглянул на «постепенный и упорядоченный» прогресс к демократии, упомянутый в конституционном документе Гонконга, Основном законе.
Нежелание Пекина отпустить бразды правления породило движение «Зонтик» 2014 года, мирную массовую оккупацию улиц Гонконга, которая также не привела к демократии, но положила начало продолжающемуся периоду политической борьбы. Аппетиты гонконгцев к протестам, казалось, угасли после того, как это движение разошлось, но многие молодые протестующие перенаправили свою энергию в сторону избирательной политики, и некоторые из них выиграли выборы в региональный законодательный орган на демократических и «местных» платформах.
В начале 2019 года, когда правительство Гонконга предложило новый закон, который угрожал сломать «брандмауэр»’ между правовыми системами Гонконга и Китая, облегчив экстрадицию на материк, протесты вспыхнули снова — более миллиона маршировали в один день. Протесты против закона об экстрадиции длились большую часть года и в итоге стали меньше касаться предложенного закона, от которого в конечном итоге отказались, а больше — бескомпромиссной позиции и насильственной тактики, принятых обеими сторонами.
Протесты получили широкую поддержку благодаря продемократическому оползню на выборах в районные советы в конце того же года. Это удивило Пекин и поставило под его прицел не только агитаторов, но и демократические институты Гонконга.
Хотя более широкое применение силы полицией привлекло внимание и критику, политические репрессии в Гонконге, как правило, принимают законную форму, чтобы сохранить видимость легитимности.
С 2014 года правительство Гонконга отсеивало кандидатов на выборах, которые считало себя сепаратистами, а других избранных законодателей выгнало за невыполнение своих служебных присяг. Когда президент законодательного органа разрешил членам повторно принести присягу, правительство обжаловало его решение в судах, которые были вынуждены отменить их после того, как Пекин вмешался и ввел новые правила принятия присяги.
Новые правила были приняты Постоянным комитетом Всекитайского собрания народных представителей (NPCSC) в форме «интерпретации» Основного закона Гонконга. Суды Гонконга постановили, что им запрещено ставить под сомнение толкование по форме или существу.
До этой интерпретации явных вмешательств в правовую систему Гонконга было немного, но беспорядки 2019 года истощили запасы сдержанности Пекина, и результатом стал закон о национальной безопасности, также принятый NPCSC. Основные положения закона о национальной безопасности включают широкие преступления в виде отделения, подрыва государственной власти и сговора с иностранными силами с наказаниями до пожизненного заключения.
Спустя всего несколько месяцев NPCSC издал указ, разрешающий правительству Гонконга увольнять законодателей, которые, по его мнению, создавали угрозу национальной безопасности или требовали иностранного вмешательства. В результате четыре умеренных демократических депутата были немедленно уволены, что повлекло за собой отставку еще 15.
Эти события предполагают использование закона и правовых форм для маскировки неограниченного, произвольного преследования демократической политической оппозиции в стремлении к авторитарной идеологической ортодоксии.
53 недавно арестованных приняли участие в мероприятии, организованном продемократическими партиями и группами гражданского общества для отбора кандидатов на предстоящих всеобщих выборах с целью получить достаточно мест, чтобы наложить вето на бюджет и заставить правительство вести переговоры или его главу уйти в отставку.
В законе Гонконга нет ничего, что могло бы предотвратить это. Напротив, Основной закон предусматривает избирательные права (статья 39), предусматривает, что законодательный орган может блокировать поставки (статья 51), и предусматривает принудительную отставку главы правительства (статья 52).
Тем не менее, организаторам сказали, что их мероприятие было «незаконным», и последовавшие за этим аресты были оправданы ссылкой на статью 22 Закона о национальной безопасности, запрещающую подрыв государственной власти. Этот необычный маневр показывает, что власти Гонконга определяют законность с политической точки зрения и создают противоречие между Основным законом и законом о национальной безопасности.
Подход Пекина к управлению Гонконгом после 2019 года предполагает, что политическая целесообразность будет иметь приоритет над текстом мини-конституции Гонконга. Как бы то ни было, этот результат будет достигнут — благодаря уважению судов Гонконга к realpolitik или другому вмешательству NPCSC — пострадает верховенство закона.
Сторонники политической реформы действуют в постоянно сокращающемся пространстве по мере того, как средства массовой информации приобретаются или оказываются под влиянием, академические должности становятся политизированными, а гражданское общество адаптируется к обширному, расплывчатому режиму национальной безопасности.
При этом режиме даже умеренные, которые призывают Пекин сдержать обещания автономии и самоуправления Гонконга, были заклеймены как угроза национальной безопасности и изгнаны из общественной жизни.
В настоящее время региональное правительство в значительной степени соответствует пожеланиям Пекина, но еще предстоит «согласовать» выборные советы и судебную систему. Говорят о дальнейших реформах, направленных на ослабление влияния демократов, в то время как неоднократные призывы к судебной системе быть «патриотичными» и резкие заявления о том, что в Гонконге, как и в Китае, нет разделения властей, звучат зловеще.
Защитники правовой системы Гонконга будут настаивать на том, что независимость судебной системы является предпосылкой для дальнейшего благополучия региона, но Пекин может рассуждать, что современный Китай достаточно хорошо справился со своими пленными судами.