Роль образования в жизни каждого человека нельзя переоценить — это право, который каждый из нас получает при рождении. Кроме того, оно считается общественным благом, а также той ответственностью, которую на себя берут все страны мира. Именно исходя из важности образования Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 24 января — Международным днём образования, который отмечается ежегодно.
Фото из открытых источников
Стоит отметить, что согласно мнению специалистов Организации Объединённых Наций, без обеспечения равного и инклюзивного доступа к образованию для всех людей невозможно говорить о полноценном развитии общества, а также соблюдении гендерного равенства в мире. Также без качественного и доступного образования в мире просто невозможно побороть нищету и голод.
На сайте официальном сайте ЮНЕСКО — специализированное учреждение Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры, приводится шокирующая статистика: более 250 миллионов детей во всём мире не имеют возможности посещать учебные заведения, более 600 миллионов детей и подростков не умеют читать и писать, только около 40 процентов девочек, проживающих в африканских странах, имеют возможность получить начальное образование. К сожалению, права этих детей нарушены, а это, по мнению экспертов, не допустимо в современном обществе.
Отмечать Международный день образования очень важно, так как это способствует расширению возможностей людей во всём мире, а также ведёт общество к достижению процветания и мира.
Мы побеседовали с Зубович Кариной, воспитателем дошкольного образования Центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Ленинского района города Минска на тему инклюзивного образования в Беларуси, а также того, как оно реализуется в нашей стране.

Наша собеседница является выпускницей БГПУ им. М. Танка. Сначала будущий педагог обучалась на факультете специального образования, а в 2017 году на базе факультета был открыт Институт инклюзивного образования. Создание Института было обусловлено тем, что в 2016 году Республика Беларусь ратифицировала и присоединилась в Конвенции о правах инвалидов, которая была принята экспертами Организации Объединённых Наций десятью годами ранее, а именно в 2006 году.
Специалист рассказала нам, что инклюзивное образование предполагает то, что все дети, в независимости от того, какими физическими и психическими особенностями они обладают, в одинаковой степени включаются в учебный процесс на всём его протяжении, а также взаимодействуют друг с другом. «Идея того, что все дети равны и должны обучаться в равных условиях появилась, когда в рамках всего мира у людей изменилось отношение к правам человека. Инклюзия предполагает гибкую трансформацию образовательного процесса, которая отвечает индивидуальным особенностям каждого ребёнка, его потребностям и особенностям психофизического развития», — отметила Зубович Карина.
«К сожалению, с каждым годом детей с особенностями психофизического развития в нашей стране, как и во всём мире, становится всё больше», — продолжает специалист. «Поэтому вопрос организации инклюзивного образования становится всё более актуальным. Важно создать для детей, которые имеют те или иные нарушения, такие условия, при которых они смогут в будущем стать полноценными членами нашего общества. Однако в этом вопросе необходимо понимать и то, что всё остальное общество также должно быть готово к появлению «особенных» детей», — продолжает собеседница.
С этой целью на базе средней школы №130 г. Минска имени Рут Уоллер регулярно проводятся различные мероприятия, в которых участие принимают как учащиеся общеобразовательного учреждения, так и воспитанники коррекционного центра. «Я считаю, что организация таких совместных мероприятий имеет важную роль для всего подрастающего поколения в нашей стране, ведь это способствует укреплению дружеских отношений между детьми с разными возможностями, а также демонстрирует «здоровым» детям то, что дети с особенностями психофизического развития ничем не отличаются от них», — рассказала Зубович Карина.
Согласно информации с сайта Министерства образования Республики Беларусь, в стране на сегодняшний день существует 48 специальных дошкольных учреждений, 24 специальные общеобразовательные школы, 24 вспомогательные школы, а также 141 центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Во всех этих заведениях специалисты совместно с родителями учащихся оказывают детям ежедневную помощь в социализации и адаптации к окружающему миру. В правовом и солидарном обществе крайне важно стереть все границы между здоровыми детьми и детьми, имеющими психофизические нарушения, ведь во всём мировом сообществе принято считать, что люди с инвалидностью обладают всеми теми же правами, что и остальные граждане. Система инклюзивного образования позволяет в полной мере реализовать образовательные права детей с особенностями.
Республика Беларусь по показателям в сфере образования по индексу развития человеческого потенциала прочно закрепилась в группе 30 наиболее развитых стран мира. По показателю «Ожидаемая продолжительность обучения» (15,4 года) Беларусь занимает 27-е место среди 189 стран, по показателю «Средняя продолжительность обучения» (12,3 года) – 10-е место.
© Авторские права принадлежат ООО «24 Медиа»