Аутизм очень часто называют синдромом века. И это неспроста: в настоящий момент такой диагноз встречается все чаще. Термины «аутизм» и «расстройства аутистического спектра» на бытовом уровне воспринимаются как синонимы.
Расстройства аутистического спектра — это целая группа различных состояний. Для них характерны нарушения социального взаимодействия, дефицит потребности в общении, нарушения поведения, которые могут проявляться в обостренной чувствительности, специфичности речевого развития (мутизм, эхолалии), причинении вреда себе.
Признаки аутизма могут быть выявлены в раннем возрасте. Причины развития недуга до сих пор до конца не установлены, а этиология этого нарушения в развитии детей остается неясной.
В Республике Беларусь созданы и продолжают совершенствоваться условия для обучения детей с аутизмом. Подробнее о том, как проходит обучение особенных детей, о целях и задачах образовательного процесса мы побеседовали со специалистом Центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Ленинского района города Минска Татарицкой Светланой Романовной.
Так, по словам учителя, для учащихся с аутизмом, обучающихся в ЦКРОиР, созданы специальные условия, которые делают образовательную среду адаптированной к возможностям детей, а также адаптирующей детей к окружающей действительности. «Создание такой среды в классе предполагает визуализацию пространства (маркировка помещений специальными картинными символами), визуализацию времени (использование визуального расписания занятий и режима дня). В классе оборудована зона отдыха для детей с аутизмом, где они могут провести свое свободное время за самостоятельно выбранным занятием».
Кроме того, по словам педагога, в классе для детей с особенностями развития оборудуется специальное учебное место, которое может быть отнесено или частично ограничено.
Как рассказала Татарицкая Светлана Романовна, для детей с аутизмом важно строгое соблюдение режима. Также очень важно давать детям сенсорную разгрузку. «В своей работе с детьми с аутизмом я делаю акцент в обучении на социализацию, общение со сверстниками и взрослыми, на развитие бытовых навыков и коррекцию нежелательного поведения», — отметила специалист.
Согласно международной статистике, один ребёнок из 68 детей имеет диагноз аутизм. При этом, как отмечают специалисты, эти цифры растут с каждым годом. В Беларуси, по некоторым данным, живёт около 10 тысяч детей с расстройствами аутистического спектра.
В нашей стране на сегодняшний день численность людей с ограниченными возможностями составляет около шести процентов от общей численности населения. В Беларуси ежегодно реализуются различные программы, которые направлены на улучшение жизни людей-инвалидов, так как социальная защита белорусов с ограниченными возможностями является для страны приоритетным направлением.
© Авторские права принадлежат ООО «24 Медиа»