Как известно цены на нефтепродукты в Беларуси формируются концерном «Белнефтехим». Регулирование цен на нефтепродукты происходит с учетом комплексной оценки экономического состояния НПЗ, динамики изменения котировок нефти и конъюнктуры рынка нефтепродуктов в сопредельных государствах. Также стоимость топлива зависит и от курса валют, налоговой нагрузки. Причем в затратах НПЗ стоимость нефти занимает более 80%. Так формирование цен с пояснения концерна и происходит.
Вот и вчера опять подорожало топливо в Беларуси на 2 копейки. Это уже восьмое подорожание в этом году. С позиции концерна рост цен происходит «гуманно», то есть без серьёзных скачков. Вот так они трактуют свою стратегию «поэтапное и взвешенное изменение цен небольшими шагами после мониторинга ситуации и на рынке, и у самих потребителей». Последние слова в стратегии «мониторинг у самих потребителей» видимо важны для них. Вот бы увидеть тех потребителей, которые ратуют за поэтапное повышение стоимости топлива, включая и государственных потребителей.
Даже заместитель председателя концерна «Белнефтехим» Владимир Сизов заботится о надёжном снабжении топливом внутреннего рынка. Если правильно разобраться, то под влиянием геополитических изменений, при наличии двух нефтеперерабатывающих заводов, в нашей стране должен быть избыток топлива. Тем более значительные объёмы поставок топлива прекращены в Украину, в России своего топлива достаточно. Относительно ненадёжных поставок на внутренний рынок, так этот процесс закончился около 30 лет назад.
По всей видимости, Владимира Сизова волнует внутренний рынок потому что он очень прибыльный, чем внешний. Арифметика здесь проста, её можно наглядно увидеть . Стоимость топлива даже в Москве такова: Аи-92 —47.75; Аи-95—52.55; ДТ—54.7 российских рублей. Это с учётом логистики, налогов и прибыли. У нас же в Беларуси : АИ-92—61,21; АИ-95—64,05; ДТ—64,05 российских рублей. В текущем году, как пишет пресс-служба концерна наши НПЗ приобретают нефть по цене более 90 % от мирового уровня. Конечно, истинную закупочную цену нам не назовут, но и есть информация, что и ниже этот процент.
Конечно, автолюбителя точные цифры не волнуют, важно то, что имея два завода в стране стоимость топлива подбирается поэтапно к европейской. Приводить примеры для сравнения стоимости топлива в Европе и в Беларуси некорректно, так как соотношение с доходами разное. Вот с ценами в России можно сравнивать. Тем более стратегия там такова, что реализация нефтепродуктов на внутреннем рынке осуществляется по приемлемым ценам, независимо от внешней конъюнктуры. Очень важна стоимость топлива и для субъектов хозяйствования, она влияет на стоимость продукции и продуктов питания. Цены на нефть имеют динамику роста и падения но, невзирая на то, что происходит с ценами на неё, цены на топливо на белорусском внутреннем рынке регулярно растут.
После 24 февраля поставки нефтепродуктов в Украину прекратились, а они составляли 13 % от всего белорусского экспорта. Вероятно, ещё не диверсифицировали эти объёмы, значит и прибыль заморожена. По всей видимости, выручит Россия, но по каким ценам? За счёт внутреннего рынка по-прежнему происходит компенсация концерну «Белнефтехим».