В сегодняшней постоянно меняющейся политической обстановке трудно просчитать, где в очередной раз «выстрелит» та или иная проблема. Очень усердствуют малые постсоциалистические страны, нарушая еле заметную стабильность. Месяц назад Литва без особого повода ограничила транзитные перевозки через свою территорию российских грузов в Калининградскую область. Этот шаг можно расценить, как абсурдный, чем угрожали эти потребительские изделия и строительные материалы безопасности или экологии этой стране?
Фото из открытых источников
Тем не менее, ограничения произошли, и российской стороне пришлось делать ряд заявлений. Россия предупредила Евросоюз о принятии разного рода существенных действий любыми способами. Секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев заявил, что блокада со стороны Литвы была спровоцирована Западом, и предупредил в случае принятия ответных мер «их последствия окажут серьёзное негативное влияние на население Литвы». Российский МИД дипломатично этот маневр Литвы охарактеризовал как враждебный и провокационный.
Почти три недели российским субъектам хозяйствования эти ограничения мешали ритмично осуществлять свою деятельность. 13 июля Еврокомиссия опубликовала разъяснения по санкциям в отношении Калининградской области. В этих рекомендациях указано то, что санкционные товары могут перевозиться через Литву только железнодорожным транспортом, и то под контролем. Автотранспортные перевозки остались под запретом.
Частичное снятие экономической блокады некоторые ответственные деятели назвали дипломатической победой. В то же время надо понимать, что «подведомственная и суверенная» страна Литва по указке из Вашингтона или Лондона в любой момент может использовать своё географическое положение в интересах объединённого запада. Возможность влиять на экономику и на насыщение потребительскими товарами российского региона осталась. Как бы ни хотелось констатировать негативные факты, произошедшие после ввода ограничений, но они всё же произошли и повлияли на инвестиционные потоки в регион. Вероятно, эти политические маневры Литвы, прикрытые экономическими заботами, позволят российскому руководству задуматься о перспективных мерах по стабилизации обеспечения Калининградской области. Тем более, и раньше были сбои в осуществлении транзита.
Естественно, перевозить товары и грузы можно воздушным и морским транспортом. Однако, самый удобный и дешёвый остаётся железнодорожный. При осуществлении логистических операций автотранспортом присутствует значительные временные и денежные затраты. Российская сторона оценила шаг сделанный Евросоюзом, так заместитель председателя Совбеза Дмитрий Медведев заметил, Брюссель решился на смягчение санкций потому, что не пожелал терять выгодный транзит.
Премьер –министр Ингрида Шимонит сообщила то, что Литва будет осуществлять транзит российских товаров в Калининград по прежнему порядку. В тоже время они ждут разработку правил Еврокомиссии по процедуре транзита через литовскую территорию. Пока же на основании пояснений комиссии будет осуществляться тщательный контроль санкционированных товаров следующих в Калининград. Прозвучал и посыл с каким-то намёком о том, что направляемые российские грузы, в самом деле, предназначены для нужд жителей области.
Также в своём заявлении Ингрида Шимоните остудила «горячие головы» от принятия каких-то радикальных мер. Ретивые политики предлагали демонтировать железную дорогу. Одним словом премьер-министр отказалась «резать рельсы» для остановки российского транзита.