Рубрика «Финансовая грамотность» продолжается! Сегодня рассмотрим очередную интересную и актуальную тему — бизнес планы.
О них все расскажет наш гость — управляющий партнер компании ASER Олег Ильин.
— Тема бизнес-планов — очень полезная для всех предпринимателей, — Олег начинает с азов. — Это структурированный документ, который отражает все аспекты деятельности бизнеса о перспективном развитии или реализации какого-то инвестиционного проекта.
— В каких случаях разрабатывается бизнес-план?
— Бизнес-планы нужны практически всегда. Даже для малого и среднего бизнеса, и тем более крупного бизнеса мы рекомендуем все планировать. Можно сгруппировать основные цели по разработке бизнес-планов, и первая — это все, что связано с вопросами развития. Есть бизнес-планы, которые пишут на год — у нас в Беларуси государственные предприятия, например, обязаны писать бизнес-планы текущего развития — на один год, на три, на пять лет и более. Для частного бизнеса сроки характерны те же, мы видим, что бизнес-планы и бюджеты делают и на следующий год. Делают бизнес-планы долгосрочные, кто-то даже пишет на двадцать лет.
Вторая группа — это вопросы инвестиций, привлечение финансирования. И здесь необходимо сказать, что как раз в Беларуси сложился такой финансовый рынок и такая банковская система, что бизнес-план является практически необходимым документом для подачи пакета в банк для получения банковского кредита, и есть определенные стандарты. Например, у нас работают уже много лет постановления Министерства экономики, которые регулируют алгоритм разработки бизнес-планов, структуру документа, формы подачи и так далее.
В треть группу можно выделить все остальное, потому что бывают бизнес-планы по тестированию каких-то гипотез: мы думаем, заходить ли в какую-то конкретную нишу или нет, атаковать ли какой-то новый рынок, делать перспективный продукт. Для этих задач тоже разрабатываются финансовые модели по оценке рисков, по оценке эффективности, инвестиционной привлекательности таких проектов. И тоже подготавливаются бизнес-планы.
— Какие еще есть стандарты бизнес-планов?
— Очень хороший вопрос. Я сказал про стандарты Минэкономики, но вообще бизнес-план может делаться по любым стандартам — их компания может выработать самостоятельно и делать документ так, как ей удобно, если нет требований финансовых институтов или органов государственной власти, куда этот документ подается.
Помимо Минэкономики, в Беларуси достаточно часто используются международные стандарты, есть формат бизнес-планов UNIDO, и по этим стандартам очень много бизнес-планов разрабатывалось в свое время, когда у нас было актуально международное финансирование — финансирование зарубежных банков, Европейского банка развития и других, для таких финансовых институтов стандарты UNIDO тоже применимы. Здесь уже появляются какие-то определенные стандарты из международных стандартов финансовой отчетности, например понятие OIBDA, чего нет в белорусском бухгалтерском учете. Но очень популярен этот показатель в западном мире. Например, по нему можно легко определить, сколько стоит компания.
— Как выглядит процесс и алгоритм разработки бизнес-плана?
— Первое, с чего стоит начинать — проведение маркетингового исследования. Оценить текущее состояние, точку А, которая сегодня есть в бизнесе, и сформировать какое-то долгосрочное видение, например, через несколько лет — это точка Б. Нам нужно провести анализ текущего рынка, нужно посмотреть, какая емкость, какой размер рынка сложился сегодня, посмотреть, какая у вас доля на этом рынке и как она может меняться в течение вашего горизонта планирования. Также нужно провести ценовой анализ, сделать анализ конкурентов, построить какие-то верхнеуровневые анализы, которые позволяют посмотреть на бизнес со стороны.
Следующий шаг — это разработка финансовой модели. Это является основным блоком в любом бизнес-плане. Если мы делаем какой-то инвестиционный проект, нам нужно сформировать базовую финансовую модель, то, что сегодня есть в бизнесе, и сделать финансовую модель с учетом реализации проекта. Именно экономический эффект мы можем посмотреть с учетом изменения разницы этих двух моделей. На этом стоится принцип финансового моделирования и оценки эффективности этого проекта.
Третий раздел — это расчет группы, комплекса показателей по оценке эффективности проекта. Таких показателей очень много в международной практике — это IRR — внутренняя норма доходности, и NPV — срок окупаемости проекта, и другие.
— Из каких блоков состоит бизнес-план?
— Это вопрос к стандартам. Если мы посмотрим структуру, которая сегодня есть в Беларуси, то основные раздели в бизнес-плане — это анализ финансовой деятельности, финансовая модель, которая говорит о перспективах компании, анализ рынка и ниш, стратегия маркетинга, это организационный план, информация по штату, юридический план и другие разделы.
— Бизнес-план лучше делать самому или обратиться к консультантам?
— Для малого бизнеса целесообразно попробовать делать бизнес-планы самостоятельно, можно даже на коленке. Потому что в малом бизнесе степень регулирования рисков не такая высокая, как в крупном, и риски не такие большие. Для крупного бизнеса, чтобы сделать анализ рынка, нужно потратить месяц, изучить много информации, провести исследования. Иметь специалиста в штате, который занимается сугубо бизнес-планами, не целесообразно. Но все зависит от бизнеса, от размера бизнеса, и каждый тут уже выберет сам.
© Авторские права принадлежат ООО «24 Медиа»