Вопрос реформирования в сфере образования Беларуси начал обсуждаться еще летом. Александр Лукашенко неоднократно отмечал, что в учебный промежуток времени 2022 – 2023 года теме образования будет уделено особое внимание.
К сентябрю текущего года было запланировано завершить реформу и выводить белорусское образование на новый уровень.
«От» и «до» — изменения и нововведения намечались как в учебниках, так и в самих учебных процессах. Требовалось отчистить образование от всего лишнего, лишь тогда получится вывести его на новый уровень, отмечал президент Беларуси.
Острая необходимость была прежде всего в реформировании централизованного тестирования. Ведь первостепенной целью Александр Лукашенко ставил конкурентоспособность белорусского образования на международном рынке. Президент отмечал, что получать трудовой опыт на основе белорусского образования никто не запрещает. Главное, чтобы наше перспективное молодое поколение с приобретенными новыми знаниями за рубежом, возвращались на родину.
Долгое время среди абитуриентов Республики Беларусь бытовали различные мнения и неоднозначное отношение к ЦТ. Для некоторых – это «лотерейный билет» и счастливое стечение обстоятельств, а для других – невезение и неудача.
2 декабря нынешнего года вновь было проведено совещание главой государства по вопросам совершенствования вступительной компании в вузы. Президент считает, что для всех поступающих нужно создать равные условия и обеспечить справедливое поступление в высшие учебные заведения.
Работа была проведена масштабная. Вопрос образования регулировался министерством образования и администрацией президента. Общественные обсуждения, опросы среди педагогов и родителей проводились во благо обеспечения молодежи широкими возможностями для становления. Александр Лукашенко хочет максимально быстро и с благоприятным исходом закрыть вопрос реформирования образования.
Андрей Иванец – министр образования РБ, на совещании рассказал, каким образом будет строиться вступительная компания в вузы в 2023 году. Отныне выпускникам необходимо будет сдавать два централизованных экзамена – русский или белорусский на выбор, второй предмет ученик может выбрать сам. Также абитуриентами будет сдаваться централизованное тестирование. Такое решение позволит не только объективно оценить знания, полученные в школьных заведениях, но и поможет сделать осознанный выбор касательно будущей профессии. Ведь до этого поступающие имели право на сдачу четырех предметов, что позволяло им потом подавать документы в вуз, куда проходили по баллам.
На совещании по вопросам вступительной компании белорусский лидер выслушал мнение каждого. Предложения не отвергал, однако обсуждения имели место быть. Например, нововведение, касающееся централизованного экзамена. Президент задается вопросом, можно ли сполна оценить уровень знаний школьника по результатам сдачи двух предметов? Безусловно, но есть еще средний балл аттестата, который будет учитываться при поступлении и играть немаловажную роль.
Такие нововведения поспособствуют тому, что абитуриенты осознанно определяться с профессией, заранее поймут, с чем они хотят связать дальнейшую жизнедеятельность. Веера из аттестатов по разным предметам не будет, только узкая направленность по выбранной специальности. Такой ход позволит повысить качество отбора абитуриентов в вузы страны.
Также на совещании обсудили вопрос локации: где выпускники будут сдавать экзамены? От министерства образования поступило предложение сдавать не в школах, как раньше, а в колледжах и университетах. Соответственно, школьников из маленьких населенных пунктов и городских поселков придется подвозить в областные центры, где имеются высшие учебные заведения и колледжи. На данный момент, уже определено 93 пункта, где проведут экзамены для выпускников, этим также поделился Андрей Иванец. Он убежден, что для 60 тысяч школьников, которые находятся на подвозе в сельской местности, особого стресса это не составит. Президент в свою очередь считает, что экзамены можно проводить в районных центрах и не выше, нет смысла выезжать в университеты и колледжи.
По итогу совещания, ряд ключевых моментов до конца не был решен. Но министерство образования и администрация президента уже близки к истине. Глава государства порекомендовал взвесить еще раз все обсуждаемые вопросы, довести их до ума и внести все предложения в нормативный правовой акт. Не исключен тот факт, что будут вноситься коррективы и предлагаться новые альтернативные варианты реформирования в сфере образования.