Мы продолжаем делиться с нашими читателями историями успеха. В новом выпуске поговорили с Олегом Ильиным – белорусским предпринимателем, который занимается инвестиционно-консалтинговым бизнесом в Беларуси, Казахстане и России и является директором компаний ASER, Bik Ratings и Finup24.
Я окончил Белорусский государственный экономический университет, после этого пробовал себя как наемный менеджер в различных корпорациях. В одном крупном производственном холдинге я возглавлял отдел, который занимался бизнес-планированием и инвестиционными проектами. Но с раннего детства у меня была мечта поучиться где-то на Западе. Может быть, это сыграло какую-то роль, и я, будучи студентом, два лета провел в Америке по программе Work and Travel на Аляске, работая в холодильниках на рыбном заводе.
Мне хотелось получить какую-то западную степень, и где-то через 3-4 года, после того, как я закончил белорусских БГЭУ, я начал пробовать подавать заявки на грантовые программы на Западе, и достаточно успешно мне удалось выиграть Chevening Scholarship. Это стипендия правительства Великобритании, которая позволяла полностью закрыть все затраты по обучения в одном из британских вузов. Я поступил в Queen Mary University of London и окончил магистратуру по специальности «Финансы и инвестиции». После обучения в Великобритании я продолжал обучаться в аспирантуре нашего БГЭУ, потому что мне все время была интересна научная жизнь, я очень много думал, очень много писал научных статей, публикаций. К моменту окончания университета у меня было порядка 50 публикаций по разным темам, по инвестициям, по ценным бумагам.
Когда я поступал в британский университет и подавал заявку на стипендию Великобритании, мне хотелось делать проекты, которые будут привлекать иностранные инвестиции. Когда я приехал в Великобританию, я об этом успешно забыл, но спустя 2 года мы создали компанию ASER, которая занимается инвестиционным консалтингом. Компания росла, открывались новые офисы, нам хотелось расширяться, делать новые проекты. И вот 3 года назад в Беларуси появилось законодательство о рейтинговой деятельности, и нам захотелось построить рейтинговый бизнес. Тема кредитных рейтингов и ESG-рейтингов не была особо развита, и с этой идеей появилась компания Bik Ratings. Сейчас это единственное рейтинговое агентство с лицензией Нацбанка. Мы стараемся делать очень много интересных инициатив, очень много продуктов, полезных для капиталов, для финансового рынка. Только за прошлый год мы создали методологию для присвоения рейтингов лизинговым компаниям, создали методологию по рейтингам деловой репутацией, ESG-рейтингам. Все эти продукты пользуются большим спросом, и мы видим для себя большие цели в ближайшем будущем.
Компания Finup24 стала для меня данью рынку ценных бумаг и моей специальности в БГЭУ, потому что жизнь меня увела куда-то в корпоративные финансы, в инвестиции. Спустя много лет мы с партнерами открыли эту компанию, которая сейчас является полноценным участником рынка ценных бумаг и делает уникальные предложения для белорусского рынка.
Вопрос конкуренции очень интересен. Я неоднократно пробовал выстаивать отношения с конкурентами, и могу сказать из своего личного опыта, что это возможно, если ты большой, а конкурент маленький. Если же вы лидеры рынка и вы воюете за первенство, то это невозможно, так как когда большие компании работают в конкуренции, у них есть свои ценности и свои цели. То есть это «агрессивные» компании. В таких условиях, я считаю, делать из конкурентов партнеров – полный абсурд. Даже краткосрочные отношения между большими и маленькими игроками тоже далеко не вечные, но попытки у нас были. Они даже были более-менее успешные. С конкурентами можно дружить, обмениваться опытом, но бизнес – это такая интересная игра, где каждая компания – это игрок, который должна воевать.
Безусловно, корреляция прямая. Я глубоко убежден, что человек может покорять большие вершины на бизнес-арене только тогда, когда у него гармония дома. Если ты приходишь на работу с плохим настроением, без энергии, нет результата. Этот баланс жизненный очень важен. Нужно больше времени уделять семье, детям, и питаться от этой энергии, которая будет давать мультипликацию и в бизнесе.
Первое, что пришло в голову, – порядочность. Настоящего успеха, хороших финансовых результатов, получается достигать у предпринимателей, которые умеют общаться «по-порядочному».
Есть инструменты, которые мы использовали в сложные времена. Самое главное для бизнесмена – не сдаваться. Это отличает «большого» бизнесмена от «маленького». Второе — это нужно поддерживать всегда энергию на достаточном уровне, потому что в кризисные времена сжигается еще больше энергии, так как ты решаешь вопросы негативные: выручка падает, растут затраты, ломаются логистические цепочки, клиенты уходят. Соблюдать баланс энергии позволит как минимум продержаться. Также есть достаточно много бизнес-инструментов и стратегий, которые помогают компании справиться в кризисные времена. У нас тоже есть ряд правил. Правило номер один, которое я усвоил, – нужно все диверсифицировать. И бизнесы, и инвестиционные портфели, и рынки, на которых ты работаешь, и поставщиков. Нужно иметь всегда высокую степень независимости, тогда получится пережить все виды катаклизмов.
Книга, которая повлияла больше всего на мое восприятие моего бизнес-мира, на создание какого-то экономического бэкграунда, – это книга «Богатый папа, бедный папа» Роберта Кийосаки. Эта книга достаточно простая, но она симпатична тем, что позволяет расставить в мире финансов все точки над «i» в голове.
Первый совет: не бояться пробовать начинать. Когда уже поработаешь в бизнесе, начинаешь понимать, что каждый имеет право на ошибку. Конечно, легче, когда есть какая-то финансовая подушка, ты можешь тестировать ниши. Если говорить о том, как мы начинали с тысячей долларов в кармане, у нас такого права на ошибку не было. И здесь нужно перебороть страх и просто начать. Будет ошибка — хорошо, можно всегда найти другой вариант. Я всем пожелал бы начинать и пробовать, а если не получается, то сжимать зубы и искать какие-то новые ниши и новые возможности. Я знаю людей, у которых получалось с 10-й попытке построить успешный бизнес. И получилось, потому что они не унывали и всегда верили в свой успех.
© Авторские права принадлежат ООО «24 Медиа»