Наконец-то в России озаботились некоторыми составляющими идеологии. А может быть и наоборот сделаны шаги, чтобы вызвать какие-то элементы недовольства населения. Речь идёт о показе фильмов, произведённых в недружественных странах.
Поводом для нестандартного шага стал запрет пускать в прокат привезенное из Беларуси иностранное кино. Каким-то способом эти фильмы попали в Беларусь и даже некоторые в прокат. Всё дело в том, что в Беларуси принят закон об использовании интеллектуальной собственности из недружественных стран без разрешения правообладателей. Этот закон «Об ограничении исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности» от 3 января 2023 года будет пока действовать до 31 декабря 2024 года.
Без согласия правообладателей недружественных стран, помимо фильмов разрешено использовать телевизионные и радиопрограммы, музыку и программное обеспечение. Однако, за их своеобразное использование всё же надо будет платить вознаграждение на счёт «Национального центра интеллектуальной собственности». Правообладатель в течение 3 лет может обратиться и забрать эти средства. По истечении этого срока их отправят в доход республиканского бюджета. Для использования и контроля таких объектов созданы уполномоченные органы, но по прокату фильмов сюда обращаться не обязательно.
Всё же в России пытаются сохранить интеллектуальное право западных компаний даже в период санкций. Преследуется ли цель сохранить «лицо» или здесь присутствуют схемы обогащения некоторых лиц? Противники сохранения этого права под благими намерениями обосновывают снятие ограничений тем, что гражданам в данный момент ограничили доступ к искусству. Однако разного рода элементы западного искусства проникают в Россию и правообладатели даже пытаются подать в суд на тот или иной российский хозяйственный субъект. В связи с этим как-то смешно, получается против России введено много санкций и ограничений, так они ещё в судебном порядке пытаются «приструнить». С их точки зрения введение санкций осуществлялось в законном порядке, а вот использование интеллектуального продукта уже незаконно.
Всё же через так называемый параллельный импорт, который ещё называют «серым», можно почти законно ввозить продукт интеллектуальной собственности. Ввоз через параллельный импорт дешевле и проще, этим и воспользуется большинство компаний. Произошедший инцидент с запретом осуществить прокат фильмов ввезённых через Беларусь наводит на многие мысли. Даже последовал отказ на запрос российских сенаторов, которые почему-то обратились в Министерство культуры России. Члены профильного комитета обратились в министерство с предложением о выдаче прокатного удостоверения на территории России, фильмов ввезённых через Беларусь. Мотивация проста и понятна, они вероятно предполагали, что Беларусь Союзное государство и можно также использовать прокат фильмов, так как правообладатель является иностранным лицом из недружественного государства. В полученном письме от культурного ведомства говорится то, что публичный показ или иная форма коммерциализации аудиовизуального произведения без согласия правообладателя будет являться нарушением исключительного права. Здесь возникает вопрос, а кому это выгодно? В тоже время, что стоит принять аналогичный закон и российскому парламенту.
Вот здесь, вероятно, присутствуют какие-то ограничения каких-то лоббистов или тех, кто ещё надеется о возврате полуколониальных отношений Запада к России, где очень быстро обогащались «избранные» проводники западных ценностей и своеобразных правил. Стоит обратить внимание на формулировку в ответном письме из Министерства культуры, а именно там написано то, что прокат будет являться нарушением исключительного права. В этой ситуации действия Министерства культуры можно расценить двояко. Первая мысль такова, что всё-таки лоббисты, получавшие денежные средства от проката ещё сильны. Хотя около восьмидесяти процентов прибыли уходило за рубеж. Вторая мысль о том, что это ведомство начало на самом деле заботиться об отечественном кинематографе.
Вот уже на протяжении многих лет генеральный директор «Мосфильма» и он же кинорежиссёр Карен Шахназаров публично борется с засильем на экранах голливудских фильмов. При этом хочется заметить, что эти фильмы в своих сюжетах несут нашим зрителем своеобразно идеологию объединённого запада. Речь идёт о превосходстве американской нации во всех проявлениях, даже уже присутствуют отрытые намёки о том, что Вторую мировую войну выиграли американцы и их союзники. И эти посылы отражаются в художественных фильмах. Также в них присутствует насилие, страх и даже растление молодёжи, не говоря о современных отношениях между полами. Растление молодёжи преследует убийство совести, убийство сострадания и жалости к слабому человеку, привитие стремления к наживе и самое страшное происходит сейчас — это сексуальное растление детей. Всё это можно увидеть в зарубежном кино. Конечно, имеются и мировые шедевры, на которые можно обращать внимание.
В своих выступлениях Карен Шахназаров всё же надеется, что западные санкции могут послужить стимулом для развития отечественного кино. Ведь в большинстве развитых странах имеются количественные ограничения на прокат зарубежных фильмов. Но, как известно, в Россию через «пятую колону» проникали даже идеологически враждебные фильмы. Возможно, были в угоду их проката искусственно созданы препятствия, а даже где-то и коммерческим способом, по выпуску отечественных фильмов и мультфильмов.
После начала специальной операции на Украине многие российские ответственные руководители начали понимать истинную сущность коллективного запада, в том числе и в искусстве. Уже появилась государственная программа «Развитие культуры». При её реализации начали производить хорошие отечественные фильмы. Так только за последний месяц в прокат вышло 13 фильмов при государственной поддержке, из них 8 фильмов при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, 5 – при поддержке Фонда кино. К концу года их планируют ещё тридцать, может в ближайшем будущем, достигнут советского уровня, который составлял более двухсот фильмов.
Популярные советские фильмы и мультфильмы всё больше и больше проникают на экраны кинотеатров и телевидения. Демонстрирующие на телеэкранах сериалы всё же желают быть правдивей и приближёнными к реальной жизни. Сюжетов о настоящих людях и событиях в стране достаточно. Есть надежда, что ещё фильмы мастеров советского кино и традиционная школа сохранены. На основе этого и будут создаваться российские шедевры. Об этом свидетельствуют ряд фильмов последних лет, в том числе и кинокартина «Чебурашка».