В сложившейся обстановке по отношению к России некоторые страны ищут альтернативные пути экономического взаимодействия с Евросоюзом минуя её. В этом стремлении имеется два расклада. Во-первых, этим странам всё-таки необходимо осуществлять выгодную торговлю своим сырьём, во-вторых и Евросоюзу выгодно закупать дешёвые энергоресурсы.
В какой-то степени Казахстан и Азербайджан имеют своеобразный нейтральный статус. Используя это положение, они могут вести торговлю и со странами Евросоюза, тем самым помогая России приобретать какие-то товары и услуги через свои компании. Между собой эти две страны имеют достаточный товарооборот, в прошлом году он составил более 460 миллиона долларов. На возрастающее взаимовыгодное сотрудничество оказывают влияние и предприниматели. Совсем недавно бизнесмены на форуме в Баку подписали контракты на 55 миллиона долларов.
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев и президент Ильхам Алиев 10 апреля в Астане обсудили укрепление сотрудничества по многим сферам. Во время встречи было заявлено, что между странами налажен активный, доверительный, политический диалог. На правительственном уровне постоянно на многосторонних площадках осуществляется взаимодействие. В основе этого взаимодействия заложен принцип стратегического партнерства и союзничества. Подписана комплексная программа развития сотрудничества до 2026 года.
Всё же в сложившейся мировой обстановке сегодня на первое место выдвинута торговля энергоресурсами. После введения известных санкций и экономических ограничений в отношении России, Евросоюз проявляет активность по их приобретению во многих странах. Как правило, вызывает интерес их закупок, минуя российскую территорию. Азербайджан и Казахстан относится к тем странам, у которых европейские компании желают покупать энергоресурсы. Для этих целей имеется Транскаспийский международный транспортный маршрут. На сегодняшний день этот маршрут начинается в Китае и проходит через Казахстан, Каспийское море, Азербайджан и Грузию, Украину и заканчивается в Евросоюзе. В нём задействована железная дорога и морские порты, протяжённость его около 10 тысяч километров.
Годовой экспорт азербайджанской нефти свыше 27 млн. тонн нефти и более 22 млрд. кубометров газа. Имеется возможность увеличения поставок газа до 50 млрд. кубометров. Казахстан поставляет нефть более 30 млн. тонн, в планах довести этот объём до 90 млн. тонн. Для этих целей и необходим Бакинский и Батумский морские порты, входящие в Транскаспийский маршрут. Естественно необходима их модернизация и не только технологическая, но и совершенствование логистических услуг, создание единых транспортных операторов с утверждением тарифных условий. Важным этапом в этих переговорах достигнуто соглашение о возможности смешивать казахстанскую и азербайджанскую нефть в процессе транспортировки, так как они различаются по качеству, а значит и по цене. Одним словом уже состоялась отправка первой партии казахстанской нефти. Постепенно её объёмы будут увеличиваться.
Понятны переговоры Касым-Жомарт Токаева и Ильхама Алиева в этот текущий момент, пока стабильность поставок через Россию отсутствует, Казахстан решил нарастить поставки нефти и газа через Азербайджан. Данный маршрут уже приобрел особое значение в свете геополитики. При этом, будут поставляться по нему и продукты металлургии, нефтехимии, пищевой промышленности, машиностроения, строительных товаров.
Для Европы важна и электроэнергия, которую также собираются поставлять эти две страны. Конечно, чтобы выдержать присущую требовательность Европы, она будет «чистой энергией». В марте во время визита Ильхама Алиева в Германию эти договорённости достигнуты. Помимо Германии своё желание закупать энергоресурсы из Казахстана и Азербайджана выразили ещё десять европейских стран. Летом прошлого года был подписан в Баку Меморандум о взаимопонимании по стратегическому партнерству в области энергетической безопасности главой Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен и Эльхамом Алиевым. Даже во время мартовского визита президента Азербайджана канцлер Улаф Шольц констатировал «Азербайджан является надежным партнером для Европы». Согласно, этого Меморандума планируется до 2027 года поставлять на европейское пространство 20 млрд. куб. м природного газа в год. Оговорена ещё и прокладка подводного кабеля для поставки электроэнергии по дну Черного моря.
Пока Россия участвует в событиях на украинской территории, Казахстан и Азербайджан начали интенсивно развивать существующие альтернативные маршруты поставки своих энергоресурсов в обход её территории. В какой-то степени увеличение объёмов поставок выгодно и Евросоюзу. Всё-таки американские энергоресурсы более затратные, да и уже в Евросоюзе разобрались с надвигающейся стопроцентной зависимостью от Вашингтона. Понятно, что развитие этих маршрутов оговаривались своеобразно с российской стороной, как в политическом, так и в экономическом аспекте. Можно и поразмышлять о целях мартовского визита председателя правления «Газпрома» Алексея Миллера в Казахстан. Так, что на встрече Касым-Жомарт Токаева и Ильхама Алиева проговаривалось достаточно много вопросов по эффективному использованию Транскаспийского международного транспортного маршрута.