В очередном выпуске «Финансовой грамотности» мы зажигаем новую тему — поговорим о рейтингах деловой репутации.
У нас в гостях исполнительный директор рейтингового агентства BIK Ratings Андрей Усачeв.
— Мне очень импонирует тот интерес, который появился к рейтинговой деятельности, потому что это явление для нашего рынка достаточно новое, но очень важное, поскольку белорусский рынок всегда отличался некой такой закрытостью и малым объемом информации, в первую очередь, о субъекте хозяйствования, о компаниях, — рассказал Андрей. — Рейтинг — это, прежде всего, вопрос выбора для того, чтобы дать рынку объективную независимую информацию по различным показателям, для того, чтобы можно было принимать какие-то инвестиционные кредитные решения, выбирать себе деловых партнеров и больше понимать о тех предприятиях, субъектах, с которыми мы имеем дело.
— Я знаю, что ваше агентство в последнее время присваивало рейтинг деловой репутации некоторым компаниям. В чем его особенности и что это значит для самой компании?
— Да, наше агентство в последнее время присвоило более двадцати рейтингов деловой репутации. В целом, если посмотреть на всю палитру рейтингов нашего агентства, то у нас существует их три вида. Например, есть кредитные рейтинги — самые важные, на наш взгляд: это те рейтинги, которые показывают возможность предприятия рассчитываться по своим финансовым обязательствам. Есть рейтинги определения уровня — насколько управленческое решение компании соответствует принципам устойчивого развития. И третий вид рейтингов — это рейтинги деловой репутации. Вот на этих рейтингах мы остановимся, поскольку в последнее время их больше всего.
Рейтинг деловой репутации характеризует уровень восприятия компании со стороны рынка, со стороны контрагентов, со стороны партнеров этой компании. Здесь меньшее значение имеет финансовая составляющая, поскольку само название рейтинга говорит, что, прежде всего, это деловая репутация. И здесь компания оценивается по основным показателям — это ее история, ее позиция на рынке, взаимоотношения с контрагентами, то, как компания исполняет свои обязательства, и ряд других показателей.
— Процесс получения рейтинга деловой репутации более легкий, скажем так, по сравнению с кредитным рейтингом или ESG-рейтингом?
— Мы глубоко не погружаемся в финансовое состояние предприятия, больше смотрим на взаимоотношения и историю предприятия. Смотрим, кто собственники предприятия, какая у них деловая репутация, руководство, та продукция, которую выпускает предприятие, либо услуги. Смотрим, какая у нее репутация на рынке, как она соответствует трендам.
Мы являемся пользователем кредитного регистра Национального банка. Мы видим всю кредитную историю рейтингуемой компании, допускали ли они какие-то просрочки в исполнении своих финансовых обязательств. Мы контактируем выборочно с контрагентами этой компании, чтобы узнать их мнение, и таким образом, формируем уже итоговую оценку. В мире эти рейтинги, прежде всего, используются при выборе контрагентов. Потому что очень часто возникают ситуации, когда есть некая крупная компания, у которой имеется ряд более мелких поставщиков, и по каким-то определенным договорам поставки они обязаны выбрать себе каких-то контрагентов. И как ему убедиться, что компания, которая не так широко известна на рынке, обладает достаточной репутацией? Поэтому используются рейтинги для выбора контрагентов, например, для поставок для крупных компаний, для участия в тендерных закупках, для участия в госзакупках.
Ну в нашем случае рейтинги мы используем в коллаборации с платформой Finstore, на которой выпускаются токенизированные облигации. Сейчас, для того, чтобы повысить надежность этой платформы, повысить ее открытость, дать инвесторам больше информации об эмитентах, все компании, которые эмитируют свои облигации на этой платформе, обязаны получить рейтинг деловой репутации.
© Авторские права принадлежат ООО «24 Медиа»