Всё-таки санкции, введённые против России в целом, способствовали активизации дальнейшего развития по многим направлениям и улучшению жизни трудящихся регионов. Одним словом в регионах начали на самом деле создавать новую промышленность и развивать сельхозпроизводство. Эпоха навязанного ввоза в страну заграничной продукции от иголки и до самолётов закончилась. Если и завозят какие-то товары через параллельный импорт, то в основном оборудование и электронику.
В этой связи российское правительство начало осуществлять действия по «освоению собственной страны». Очень значительную «подстёжку» оказала и спецоперация на украинской территории, так как начали активно работать предприятия оборонно-промышленного комплекса. В классическом выражении эти производства подтянут достаточное количество смежных предприятий гражданского назначения.
Самое главное санкционные ограничения заставили развивать и те отрасли, на которые ранее не обращали внимание. По сложившейся традиции легче и выгодно было закупить у западных «партнёров», тем самым помогая им увеличивать свою прибыль. Как правило, из России отправляли с личной выгодой сырьё или полуфабрикаты. В данный момент принято ряд мер в том, чтобы за границу шла готовая продукция, то есть добавленная стоимость оставалась в стране. Возрождающиеся предприятия, практически находятся в регионах страны. Немаловажной статьёй пополнения местных бюджетов является развитие туристической отрасли, как известно в России достаточно красивых и уникальных мест. Следом за «облагораживанием» в широком смысле слова региона туда идут инвестиции, которые способствуют созданию рабочих мест.
В эпоху чёткой ответственности руководителей российских субъектов начались разрабатываться собственные стратегии развития региона. Порой они не совершенны и где-то создают уже региональную конкуренцию. Для этого в Правительстве имеется Министерство экономического развития, которое должно сводить региональные стратегии в общую государственную, при этом, исключая дисбаланс. Уже в стране прорабатывается централизованная стратегия размещения производственных сил, а это значит, возрождаются элементы плановой экономики. Следовательно, и инвестиции пойдут в целесообразном направлении и эффективно для создания новых рабочих мест.
Всё же при «благородной» заботе государственных чиновников из реестра «пятой колонны» в России многие производства промышленности и сельского хозяйства были ликвидированы. В соседней стране Беларуси наперекор многим рекомендациям производства советских предприятий были сохранены и шаг за шагом реконструированы в современные высокопроизводительные комплексы и акционерные общества. Благодаря кропотливой работе двух руководителей Беларуси и России уже создан истинный союз двух государств по многим направлениям.
С учётом интересов народов двух стран создано Союзное государство. Взаимоотношения в нём базируется на 28 союзных программах и более 220 межгосударственных и межправительственных договоров и соглашений. При этом между регионами заключено более 350 соглашений, которые способствуют углублению кооперации во многих отраслях экономик двух стран. Особенно они стали актуальны в эпоху санкций и ограничений и общие усилие направлены на импортозамещение. В последнее время, когда проявились явные внешнеполитические вызовы в отношении наших стран, чётко проявились взаимные интересы и были отброшены недопонимания по многим направлениям сотрудничества субъектов хозяйствования.
В былые времена отсутствовала взаимовыгодная концепция сотрудничества между регионами по ряду причин, в основном из-за различных барьеров, выстраиваемых чиновниками из состава «пятой колонны». Сейчас же прогрессивно происходит взаимное расширение создание новых товаропроводящих сетей, углубляется производственная кооперация, создаются сборочные производства. Товарооборот за прошлый год составил около 50 миллиардов долларов. Союзные программы уже реализованы на 80 процентов. На пути к полноценной кооперации Беларусь поставляет в основном в Россию продукцию машиностроения и сельского хозяйства. С России помимо сырьевых энергоресурсов в Беларусь поставляется материалы и комплектующие российских производителей.
Важными направлениями взаимовыгодного сотрудничества на уровне российских регионов с Беларусью является создание на их территориях совместных производств известных белорусских предприятий. Не без основания Беларусь может гордиться продукцией сельхозпредприятий и пищевой отрасли. И в этом направлении, помимо соответствующих поставок, предприятия этих отраслей делятся технологиями своих производств с российскими региональными партнёрами. Также для эффективного производства сельхозпродукции необходимо соответствующая техника. В этом направлении белорусская техника обладает надежностью и высокими техническими характеристиками. Естественно, создаются в российских регионах торговые дома и дилерские центры по продаже и сервисному обслуживанию этой техники. Немаловажным фактором регионального взаимовыгодного сотрудничества, на основании своего передового опыта, является строительство объектов белорусскими строительными организациями, как в городах, так и в сельской местности России. В Беларусь со стороны России идут достаточные инвестиции, реализуются инвестиционные обоюдовыгодные инвестиционные проекты.
Очень значимы по обмену опытом и для установления торговых и кооперационных связей являются различные выставки и ярмарки. Конечно, самое главное межрегиональное сотрудничество осуществляется на ежегодных Форумах регионов, проводимых по очереди в России и Беларуси. Очередной десятый Форум пройдёт в Уфе 26-28 июня. Для российских регионов, а их в России 89, очень важно прямое сотрудничество, минуя центральные органы. Это несёт в себе более оперативное выстраивание каналов сотрудничества и как говорится «глаза в глаза» есть возможность договариваться. По этому поводу Александр Лукашенко заявлял, что для него нет важных или не важных регионов, он готов встречаться со всеми российскими губернаторами. Только в прошлом году состоялись визиты 23 под руководством глав регионов, 23 делегации, которые возглавляли заместители губернаторов, и 46 делегаций под руководством региональных министров.
Таким образом, визиты региональных делегаций, участие в Форумах регионов и в других мероприятиях в рамках Союзного государства дают серьезный толчок росту товарооборота и инвестиционного сотрудничества на благо двух братских народов и укреплению обороноспособности каждой страны в отдельности так и в общем пространстве.