В Минске в прошедший уикенд собрался целый павильон в центре города, где дизайнеры, коллекционеры и другие адепты стиля и эстетики предлагали и находили новую и винтажную одежду и обувь, аксессуары, детали для дома, виниловые пластинки. Одним словом, в столице в очередной раз прошел OPEN ШКАФ в IT MAX.
Это были не только торговые развалы, но еще эксперты и дизайнеры провели ряд мастер-классов и лекций. Благо, что фест с маркетами, модными показами, уроками и стритфудом проходил три дня.
Портал 024.by законспектировал лекцию дизайнера Светланы Солнцевой про апсайклинг. Это значит, что она работает в подходе дать вещи вторую жизнь.
Вообще разговор о зачатках переделки вещей стоит начать с трех слов: экология, экономия и эксклюзив.
Светлана вспоминает, что с юных лет брала и переделывала ненужные вещи родителей, бабушек и дедушек. Училась шить сама и на курсах. Много преподавала. Брала шитье на заказ. Пробовала себя в других сферах. И однажды все же вернулась к профессиональному пошиву. Сегодня купить ее одежду бренда Old Clobbers можно в шоуруме Кашуля в Минске вместе с вещами других дизайнеров. Первом апсайкл-магазине одежды в Беларуси.
С собой для демонстрации Светлана захватила юбку длиной до колена с верхом из джинсовой ткани, вставками из футболки и даже давнишней вязаной скатерти алого цвета.
Мы в основном говорили об одежде. Но реставрированная мебель или техника, бабушкины коврики из старых маек — все это считается апсайклингом. Слово означает — перевести на новый круг или уровень. Из старой одежды шьют и сумки, а не только одежду. Переделывают и обувь. Кастом, например, тоже считается апсайклингом. Когда вещь остается в первозданном виде, но ее преображают скорее в декоративном плане, например, отремонтировав мелкие повреждения.
Апсайклинг на самом деле будет глубоко древним явлением. Он был всегда, просто назвали это по другому. И, возможно, не выделяли во что-то особенное, а просто так жили.
В старину создать предмет одежды было сложно: сделай подобие пряжи, сотки полотно, сшей. Все это вручную, долго и дорого. Одежду взрослых перешивали, делали игрушки. Одежду детей резали на ветошь. А перед этим очень долго носили и берегли.
С течением времени одежда стала показателем статуса и профессии. Бывала праздничная и будничная. К первой относились особенно трепетно.
С появлением станков выпускать одежду стало легко, и ее стало очень много. На сегодня горы одежды остаются невостребованными. Если ее не раскупают, то вещи вывозят и выбрасывают. Реже утилизируют. Индустрия одежды занимает одно из главных мест по негативному влиянию на планету.
Производство одежды связано c изнурительным трудом людей из некоторых стран. Нередко нераспроданный масс-маркет возвращают в эти же государства. Где на местных рынках люди разбирают ее за бесценок.
Далеко не вся эта одежда им нравится по качеству. Утилизация сложна, и к этому прибегают в единичных случаях. Иногда целые коллекции остаются под ногами, отравляя почву и воду. Даже тех брендов, которые выпускают массовую одежду, лишь имитирующую апсайкл. Такая тоже есть.
Людям давно стало это не нравится. Так начали появляться первые бренды, которые в том числе из такой одежды создавали новые предметы гардероба. Дизайнеры стали скупать у семей отрезы винтажных тканей, годами лежавших в шкафах. Сшитая из старых, пусть даже и в магазинной упаковке, тканей одежда тоже относится к апсайклингу. Здесь два плюса. Снова экология, конечно. Не появилось ничего нового и ненужного. И такие ткани в хорошей сохранности неоспоримо лучше по качеству, чем современные.
Прородителями апсайклинга в хай-фешн стали мировые рок-звезды моды, но обо всем по-порядку.
Конечно, на человека будут обращать внимание, если он появится в апсайкл-вещи. Такая одежда помогает стать смелее. Что-то меняется в восприятии. И ты понимаешь, что больше не хочешь с этим ничего делать, как отмечает Светлана.
«Апсайкл развивает дизайнерское мышление. Для чего, например, можно использовать условный смартфон, кроме основных функций? Чтобы что-то открыть, поиграть в настольный теннис, задействовать как шпатель. То есть, это тренирует навык смотреть на вещи гораздо шире. Это поможет в жизни выйти из запутанной ситуации. Почему бы кеды не сделать элементом куртки? Из рубашки может получиться юбка, а из шорт — топ. Можно просто примерить апсайкл-вещь и отметить про себя ощущения. Нравится или нет, появляется смелость или нет». — говорит дизайнер.
Вивьен Вествуд. Британка позволяла себе выводить моделей на подиум в экстравагантных образах — перешитой одежде. Но когда-то была учителем. Ее таланту после первых показов симпатизировал Джорджо Армани. Все ее творчество пронизано личным видением апсайклинга и гранжа. И преодолением собственных проблем.
Светлана Князева. Именитый дизайнер из Беларуси. Как пример можно привести платье простого кроя с корсетом из раскроенной обуви.
Гесть. Ксения Гесть тоже дизайнер из Беларуси. Она перерабатывает джинсу, которую можно найти в шоуруме Кашуля.
Верушка. Стиль белорусского дизайнера Веры Костик заключается в росписи одежды. Все началось с рубашек с воланами. Сейчас это пиджаки с патчами. Это когда обычные пиджаки становятся посланием через декор.
Алена Лукина. Белоруска превращает рубашки в кашули при помощи орнамента.
Ксения Шнайдер. Украинская семейная марка. Этот дизайнер перешивает одежду из старого денима. Много конвенциональных моделей для начинающих. Тех, кто никогда такого не носил. Но при этом одежда достаточно яркая.
Чопова Ловена. Как раз эти девушки Эмма и Лаура из Болгарии шьют из винтажных тканей. Собирают материалы по всей стране. И отличаются экспрессией. Бренд назван по фамилиям.
Дог Роуз. Марка Дог Роуз из России шьет рубашки из рубашек. Все началось с того, что когда-то в секонде молодые люди Богдан Высоцкий и Елизавета Мельникова взяли несколько свитеров и создали из них новые. Буквально раскроив по частям перед этим.