Как бы не стремились англосаксы разорвать социальное, экономическое и политическое содружество свободных суверенных постсоветских государств им это не удалось осуществить до конца. Тем не менее, в руках у них имеются ещё экономические рычаги, которые иногда оказывают влияние на ту или иную страну.
Из пятнадцати республик некогда большой страны в дружеских отношениях с Россией находятся восемь суверенных стран. Две страны Молдова и Грузия имеют паритетное отношение к России. В тесных и братских отношениях с ней находится Беларусь, на втором месте можно расположить Казахстан. Так уж получилось исторически, что современным странам по периметру России трудно прожить самостоятельно. Англосаксы используют некоторые страны только в своих интересах, при этом кратковременно вливают значительные средства. Только эти средства идут на разрушение экономики, с последующим превращением страны в своеобразный рынок сбыта.
А вот на постсоветском пространстве имеются объединения, которые способствуют интеграции и кооперации для обеспечения в каждой стране стабильного экономического, производственного и научного роста. Так сложилось, что Казахстан и Россия в разные годы переживали своеобразные отношения. Иногда они кратковременно ухудшались из-за политических недомолвок или под влиянием советчиков. В связи с изменениями в руководстве страны многие эксперты и политологи пророчили изменение курса Казахстана в сторону Запада. Вроде бы были и есть предпосылки для этого, ведь много предприятий, особенно добывающих, принадлежат частично или полностью западным компаниям и консорциумам.
В эпоху переформатирования мирового порядка, гегемон ещё пытается «зацепить» новые страны в свой круг интересов. К таким странам можно отнести страны Центральной Азии, где Казахстан занимает лидирующее место. Несмотря на возникновение каких-то недоразумений с этой страной, особенно под влиянием националистически настроенных фигур и организаций, Россия относится к таким проявлениям сдержанно. Российское руководство на основе принципов дружбы и взаимного уважения, с пониманием относится к многовекторности Астаны. При этом тон взаимовыгодного сотрудничества между Россией и Казахстаном задают лидеры Владимир Путин Касым-Жомарт Токаев на личных встречах и во время переговоров на различных саммитах.
Однако, англосаксы в свойственной манере осуществляют всевозможные потуги, чтобы «вбить клин» в реальное партнёрское взаимодействие двух стран. Из российского внешнеполитического ведомства порой раздаются заявления о стремлении Запада нанести ущерб экономическому сотрудничеству России с государствами Центральной Азии, в том числе и с Казахстаном. Методы и способы недруги применяют любые от обещания выделить значительные денежные средства до шантажа или подкупа ответственных лиц.
В какой-то степени страны этого региона после начала российской спецоперации на украинской территории понесли экономические потери. Как известно, Китай через них выстраивал широкий транзитный поток товаров в Европу. Также, намечались достаточные китайские инвестиции в инфраструктуру. В большей степени ущерб нанесён и в прибылях от собственных экспортно-импортных операций, так как грузопотоки через территорию России и Беларусь приостановлены. Казахстанским компаниям пришлось воспользоваться новыми маршрутами, соответственно увеличились и затраты.
Правда, стоит заметить, что компенсацию казахстанские компании получили и получают, используя схемы параллельного импорта. То есть, после введения коллективным западом против России санкционного режима, в частности, через Казахстан поставляются запрещённые к поставкам товары, препараты и оборудование.
Европейская комиссия для контроля за антироссийскими санкциями учредила в январе 2022 года должность международного специального посланника Евросоюза по санкциям. Этот пост занял Дэвид О’Салливан, который ранее занимал различные должности в международных структурах. Цель введения такой должности состоит в том, что Дэвид О’Салливан должен обеспечить непрерывное обсуждение на высоком уровне с третьими странами применение ими ограничительных мер или исключить обход санкционного режима в отношении России. Ранее он уже посещал Казахстан и тогда он обнаружил «необычные товаропотоки из ряда стран», всё же в тот раз посланник вынес лишь предупреждение.
Сегодня уже во второй раз Дэвид О’Салливан встретиться с официальными лицами государства и пообщается с журналистами. После первого его посещения казахстанские власти приняли кое-какие меры по ужесточению таможенного контроля и досмотра грузов на границе с Россией. Однако, после недавнего визита президента России Владимира Путина, вероятно, западные разработчики санкционного режима насторожились. Известно, что Владимир Путин и Касым-Жомарт Токаев подписали ряд соглашений в различных сферах взаимного сотрудничества.
Стоит поразмышлять о том, что насторожит или озадачит сегодняшний визит Дэвида О’Салливана казахских ответственных лиц? Вероятно, он попросит предоставить ему какую-то документацию и лишний раз напомнит им об озабоченности Запада по поводу недейственных мер в отношении России. При этом, этот посланник передаст предупреждение о введении против Казахстана вторичных санкций или предложит ввести против России собственные ограничения. Конечно, этот шаг англосаксов будет уже выглядеть как давление на суверенную страну. Возможен и шантаж с какими-то перспективными обещаниями и посулами.
Хочется обратить внимание на то, что Касым-Жомарт Токаев обещал ранее следовать санкционному режиму в отношении России. Тем не менее, после встреч с Владимиром Путиным может быть произойти какие-то изменения и во взаимоотношениях с коллективным западом. Показателен в этом отношении пример Беларуси, которая на партнёрском взаимодействии с Россией добилась значительных успехов в экономике. Две братские страны прекрасно взаимодействует с другими партнерами, не обращая внимания на западные потуги. Готов ли Казахстан к такому взаимодействию покажет время и итоги визита Дэвида О’Салливана. Дипломатично всё будет выглядеть обстоятельно, его может быть заверят в выполнении требований США и Евросоюза.