Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг в своём интервью изданию Index обозначил теоретический процесс вступления Украины в НАТО. С его слов, на саммите в Вильнюсе «союзники согласовали многолетнюю программу помощи Украине, которая обеспечит переход от советской эпохи к оборудованию и стандартам НАТО, а также военную совместимость».
Понятен посыл генсека, он не должен процесс вступления описывать пессимистически. Сейчас Украину никто не примет в этот военный блок, тем более она находится в состоянии войны с Россией. Находясь в такой ситуации, она не может претендовать даже на роль претендента по вступлению. Однако, Йенс Столтенберг заявил, что ранее разработанный План действий по членству претерпит изменение. Союзники приняли решение превратить двухэтапный процесс в одноэтапный. Естественно, Украине ранее были поставлены условия по присоединению к альянсу.
Ожидается, что сегодня главы МИД НАТО согласуют на встрече в Брюсселе список задач для украинской власти по реформированию армии. Украинский министр предоставит проект ежегодной программы, включающей в себя необходимые реформы. Пока же присутствовало нежелание США и Германии торопить события. В тоже время генсек альянса и киевский режим желают процесс присоединения к блоку НАТО осуществить в ускоренном режиме. Даже имеется план осуществить эту процедуру летом 2024 года. Йенс Столтенберг обмолвился на этот счёт так: «Мы согласуем рекомендации по приоритетным реформам Украины».
Несмотря на оптимизм, генсека и киевского режима, всё же некоторые представители стран высказывали сомнения на предполагаемые реформы украинской армии, и их надо будет расценивать двояко. То есть, явятся ли они условиями, при которых Украина могла бы вступить в НАТО, или же они будут лишь инструментом сближения. Всё же зададимся простым вопросом, как будут осуществлять украинская власть «домашнее задание», если на её территории проходит военное противостояние с российской армией? Даже, если новый план предположительно содержит десять страниц вместо трёхсот.
Многие эксперты высказывали мысль о том, что политику руководства НАТО и Украины выставляют в приоритет вместо реального выполнения условий. Эти условия киевской власти не возможно, выполнить не только сейчас, но и вообще. Среди них обеспечение гражданского контроля над вооруженными силами, антикоррупционные реформы, разработка национальной стратегии обороны и безопасности, работа над совместимостью вооруженных сил с силами стран-членов НАТО. Даже присутствовали реформы о правах человека и демократии. Вероятно, стратеги присоединения поняли абсурдность этих условий и сократили их, вместив на десяти страницах.
Интересным получится предполагаемый процесс, когда закрыв один или два глаза, министры дадут зелёный свет на предполагаемое действо. Ведь случился «прокол» с приёмом самодостаточной Швеции и особые возмущения отсутствуют. В этой связи возникнут ли разногласия среди собравшихся сегодня министров? Ранее были высказывания о принятии реального решения после окончания военных действий. Сегодня возможен вариант подписания программы со значимыми рекомендациями.
Ранее появлялись высказывания некоторых европейских политиков о присутствии в странах-членах Евросоюза «усталости от Украины». Поэтому поводу в своём интервью Йенс Столтенберг заявил уже сдержанно так: «До сих пор союзники по НАТО обязались поддерживать Украину столько, сколько необходимо, потому что это в интересах нашей собственной безопасности». При этом ране они взяли обязательство оказывать поддержку в сумме ста миллиардов евро. Хватит ли у них запаса, ведь уже наступает зимний период и в странах Евросоюза не всё так гладко, как декларируют?
Как бы не бравировал Йенс Столтенберг, будущее Украины определяет не он и не Евросоюз. Её судьба сегодня находится в «руках» США и России. Даже будущее НАТО можно связать с эффективностью российской армии на украинской территории. В России имеется богатый исторический опыт по ликвидации потенциальной и реальной угрозы в отношении её целостности. Пока же она готова вести какие-то переговоры, естественно на её условиях. У украинской власти имеется потенциальный шанс спасти страну, при этом приобрести статус нейтрального государства.