В европейских СМИ новостью номер один явилась та, что Председатель Европейского совета Шарль Мишель покидает свой пост досрочно. Как известно, в политике не всё надо воспринимать в прямом смысле. Просто у Шарля Мишеля заканчивается срок пребывания на этом посту.
Он возглавил Евросовет в 2019 году, допускается присутствовать на этом посту два срока, то есть пять лет. При этом срок выполнения обязанностей главы Евросовета истекает в конце ноября этого года. Сам же Шарль Мишель заявил, что он собрался стать депутатом Европарламента, а совмещать должность председателя Евросовета с работой депутата нельзя. Он определил и дату своей отставки, она состоится 16 июля в день принятия присяги депутатов нового созыва.
Анализируя высказывания, косвенно его подчинённой, Урсулы фон дер Ляйен о том, что 2024 год будет ключевым для демократии, можно и согласится с ней. Демократическое движение может ожидать сюрприз в США, когда демократы потерпят поражение в выборной компании. Второй неожиданностью могут оказаться и выборы в Европарламент, которые состоятся 6-9 июня во всех 27 странах Евросоюза. И вот первой ласточкой прилетевшей с демократической новостью стало заявление Шарля Мишеля.
Вроде бы и ничего такого сенсационного не произошло, но здесь скрываются, по всей видимости, два нюанса. Первый заключается в том, что действующий председатель Совета будет кандидатом на выборах в Европарламент. Второй заключается в том, что чиновник высокого ранга претендует на роль простого депутата. Вот здесь и присутствует скрытая цель, разработанная самим Шарлем Мишелем или какой-то группой политиков. Вероятно, по настойчивой рекомендации Белого дома его изберут спикером Европарламента.
Всё же в этой схеме не всё гладко и могут быть в Евросоюзе временные проблемы. Заключаются они в выполнении европейских регламентов. На освободившееся место главы Евросовета должен быть избран новый политик. Европейские лидеры должны встретиться 17 июня после выборов в Европарламент, а 27-28 начать дискуссии о высших должностях в Евросовете. Из опыта прошлых переговорных процессов выработка единого мнения занимает около месяца.
В тоже время по европейскому регламенту, Венгрия с 1-го июля будет полгода председательствовать в Европейском союзе. Естественно, после парламентских выборов каждая политическая группировка, в том числе и лидеры стран, будут лоббировать своих ставленников для продвижения на должности в Евросовете. В связи с этим, возможны затяжные дискуссии, и даже политическая борьба. То есть, автоматически руководить Евросоветом может лидер Венгрии Виктор Орбан.
Такой сценарий не понравится многим действующим лидерам европейских стран, в том числе и в Вашингтоне. В последние годы Виктор Орбан является не только раздражителем «сильных мира сего» но и пропагандистом традиционных догм и ценностей. Пока же главным противником проводимых коллективным западом «благих» мероприятий для украинского режима является он. Кстати, у него появляются и последователи при проведении выборов на посты глав государств. В случае исполнения должностных обязанностей лидера Евросовета к нему заранее «приклеили» термин «бесконтрольное правление». Опасен такой вариант для Евросоюза или нет, можно только полемизировать.
При этом стоит вспомнить его поведение и заявления накануне наделения переговорным статусом Украины по вступлению в Евросоюз. Видимо, основываясь на финансовой помощи Венгрии со стороны Евросовета, он во время проведения голосования решил сходить с немецким канцлером Олаф Шольц попить кофе. Тем не менее, пока Венгрия выступает против вступления Украины в НАТО. Также со стороны венгерского руководства звучат заявления о том, что будущую архитектуру безопасности Европы невозможно построить без участия России. Сам же Виктор Орбан считает Россию «другой цивилизацией» и сильным государством, с которым надо наладить отношения и сотрудничать.
Одним словом, после продуманного заявления Шарля Мишеля и возможного кратковременного правления Виктора Орбана, в европейском политическом истеблишменте появился повод для рассуждений и дискуссий. Вероятно, закончатся они навязанной рекомендацией англосаксов, уже имеется много моментов и эпизодов, указывающих на внешнее управление Евросоюзом. Тем не менее, Евросовет определяет основные стратегические направления развития Евросоюза, вырабатывает и принимает политические директивы. После этого они получают юридически обязательную силу для входящих стран. Таким образом, после выборов в Европарламент и после разрядившейся ситуации с главой Евросовета мы увидим реальную устойчивость европейской демократии.