В санкционной сфере против России участвуют достаточно стран. Специалисты разделили их на следующие группы: недружественные, сочувствующие, колеблющиеся и осторожные. Англосаксы уже в какой-то истерике принимают всё новые и новые санкции. Стало известно, что на саммите Евросоюза 21–22 марта будут приняты новые санкции против Беларуси, КНДР и Ирана, то есть против дружественных стран.
Всем трем странам инкриминируется помощь России, которая якобы имеет значение для боевых действий на украинской территории. Конечно, некоторые санкционные меры наносят вред в первую очередь экономике стран. Помимо экономических санкций существуют финансовые и индивидуальные санкции. В первую очередь основной поток таких воздействий приходится на Россию, которые начал глобальный запад применять с апреля 2013 года. В отношении Ирана их США ввели после Исламской революции в 1979 году. Впервые санкции в отношении Беларуси были введены Евросоюзом 15 сентября 1997 года. Относительно Северной Кореи процесс введения напоминает волнообразный характер, то их вводят, то снимают. Всё же первые санкции США ввели 16 декабря 1950 года, последние санкции 14 октября 2006 года, после первого испытания ядерного оружия в КНДР, санкции на Пхеньян наложил уже Совбез ООН.
Тем не менее, существуют различные способы купирования санкционных ограничений. К ним можно отнести поставки продукции через третьи страны и увеличение количества посредников. Также можно использовать дочерние и совместные предприятия в различных схемах, продажу акций какому-то субъекту в другой стране. Применяется бартерная торговля, взаиморасчёт в национальных валютах. Сочувствующие и осторожные страны совместно с Россией, которая входит в ряд международных организаций независимых от англосаксов уже разрабатывают свою международную валютно-финансовую систему. Она будет основана на новой международной валюте, которая будет рассчитываться как индекс национальных валют стран-участниц и цен биржевых товаров.
Всё же и Запад разработал и разрабатывает механизм противодействия обходу санкций. Самая простая мера заключается в том, что западные страны ограничивают экспорт в ряд третьих стран товаров и технологий, которые торгуют с Россией. Конечно, многим странам, в том числе и европейским, выгодны российские энергоресурсы. И здесь присутствует механизм установления верхнего предела цен на российскую сырую нефть.
Однако, как мы наблюдаем, введение санкций против России позволили отбросить руководству страны различные иллюзии и начать возрождать свою промышленность. Относительно взаимной торговли у России расширился круг партнёров, где-то более выгодных и надёжных. Мировые экономические союзы более тесно сплотились вокруг России, при этом даже осуществляется торговые операции и со странами из «Большой двадцатки». Уже и Евросоюз понял то, что антироссийские санкции неэффективны и нанесли им серьёзный экономический и политический вред. В самой же России и в её откровенном союзнике Беларуси экономический бум, значимыми темпами развиваются десятки отраслей, уровень и качество жизни людей растет.
Президент России Владимир Путин недавно в Послании Федеральному собранию анонсировал расширение специального фонда для инвестиций в промышленность, а также о новых требованиях к оборонному производству. Давно известно, что Оборонно-промышленный комплекс способствует расширению и увеличению научному, технологическому и индустриальному потенциалу страны.
Вопреки здравому смыслу Евросоюз принимает три непопулярные меры. Во-первых, 12 марта Европарламент принял решение о наказании тех, кто торгует с Россией санкционными товарами, оказывает России запрещенные услуги и помогает лицам, включенным в черные списки попадать на территорию Евросоюза. Уголовное наказание может быть до 5 лет заключения. Тем не менее, это декларативное решение, так как большинство экспертов заявляют, что возбуждённые дела не доведут до суда.
Вторая мера заключается в том, что против компаний из семи стран в принятом 13-м пакете санкций в отношении России, приняли ограничения на экспортные операции. В Брюсселе заявили, что посылают «сильный сигнал партнерам России по ее усилиям в военной сфере». Призывая некоторые страны привести свою политику в соответствие с решениями Совета Евросоюза по отношению к России, там понимают то, что серый экспорт не уничтожить.
И третью меру против трёх стран они собираются принять через неделю. Где-то их можно понять о вводе каких-то санкционных мер в отношении Ирана и Северной Кореи, так как здесь присутствует психологический фактор. Он заключается в том, что они якобы поставляют вооружение России. Поэтому в устрашение им и другим потенциальным странам они публично выражают заботу о безопасности Украины, а может быть и Евросоюза. Они инкриминируют этим странам военно-техническое сотрудничество, в том числе поставки баллистических ракет. Только они уже пуганные и закалённые.
В отношении Беларуси предполагаемые меры будут приняты чисто в политическом направлении. Всем известно, что Россия и Беларусь находятся в тесном союзе под названием Союзное государство. Это образование действует на основании 28 программ, то есть «Две страны — одна экономика». Относительно безопасности и военной взаимопомощи имеется Военная доктрина Союзного государства.