Это рубрика «Финансовая грамотность». В рамках проекта мы встретились с Андреем Усачёвым, исполнительным директором компании BIK Ratings. И сегодня мы узнаем у нашего гостя всё о рейтингах в Беларуси.
Фото: 024.by
Рейтинговое агентство BIK Ratings уже три года является участником финансового рынка. Расскажите, какие рейтинги вы присваиваете. Сколько их уже присвоено?
— В январе у нас был небольшой юбилей — нам исполнилось три года. Агентство было аккредитовано Национальным банком в январе 2021 года. Рейтинговая деятельность является основной для нас. В настоящее время мы присваиваем три вида рейтингов.
За три года существования нашего агентства мы присвоили 19 кредитных рейтингов, 10 ESG-рейтингов и 43 рейтинга деловой репутации.
Как выглядит рейтинговый рынок Беларуси?
— Весь рейтинговый рынок в стране формируем по сути мы. Вышеназванные цифры в целом дают представление о том, как в Беларуси устроен рейтинговый рынок. Если сравнивать Беларусь и Россию, то у наших соседей рейтинговый рынок, безусловно, развит сильнее. Согласно данным, на начало прошлого года в России было присвоено порядка двух тысяч рейтингов. В России существуют правовые документы, которые предусматривают случаи обязательного получения рейтинга. У нас пока этого нет — рейтинги являются факультативным инструментом.

Кто является получателями и потребителями рейтингов?
— Основными потребителями рейтингов являются инвесторы и кредиторы — те субъекты, которые являются потребителями кредитного риска. Чтобы понимать, куда они вкладывают свои деньги, какая вероятность возврата этих денег существует — используются рейтинговые оценки.
Основными получателями рейтингов являются компании, которые хотят привлечь денежные средства: через выпуск облигаций и токенов или через другие финансовые инструменты.
Что нужно сделать для развития рейтинговой деятельности в Беларуси?
— Развитие рейтинговой деятельности может идти либо эволюционно, либо путем внесения требований в законодательство. Сейчас в Беларуси мы проходим эволюционный путь, то есть мы доказываем рынку, что присвоенные рейтинги соответствуют тому уровню дефолтности, которые демонстрируют компании, имеющие рейтинги. Однако это очень длительный процесс, он занимает большой промежуток времени. Я считаю, что параллельно должен проходить процесс внесения требований по получению рейтингов в законодательство.
Следующим направлением может быть внесение рейтингов в банковское регулирование, формирование резервов, формирование требований к капиталу банков, определение групп риска, требования к инвестированию средств страховых компаний, пенсионных фондов. Если все это будет реализовано, то даст импульс для развития рейтинговой деятельности в нашей стране.