На прошедшей неделе состоялась встреча двух президентов стран, влияющих в достаточной мере на энергетическую безопасность Европы. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев совершил визит в Азербайджан, где встретился со своим коллегой Ильхамом Алиевым.
В связи с переформатированием миропорядка и с событиями на украинской территории естественно, у них появились общие интересы и в нефтяном бизнесе и в способах доставки энергоресурсов. Эти две страны, разделённые Каспийским морем, ранее приняли решение участвовать в активизации перевозок грузов в Европу через транскаспийский маршрут. 7 ноября 2013 года было подписано Соглашение об учреждении координационного комитета по развитию транскаспийского международного транспортного маршрута, и была создана ассоциация «Транскаспийский междунардный транспортный маршрут».
В состав этой структуры вошли ведущие предприятия в сфере морских и железнодорожных перевозок Казахстана, Азербайджана и Грузии. В настоящее время по этому маршруту транспортируются продукция нефтехимии, черные и цветные металлы, уголь, ферросплавы, продукция сельского хозяйства. Начинается этот международный транспортный маршрут от китайского морского порта Ляньюньган до китайско-казахстанской границы, затем через Казахстан, Каспийское море, Азербайджан и Грузию. Этот порт является китайско-казахстанской базой логистического сотрудничества в рамках строительства проекта «Один пояс, один путь».
Из китайского порта грузы доставляются по железной дороге в казахстанские морские порты, затем отправляются в Бакинский международный морской торговый порт судами через Каспийское море. В Азербайджане контейнеры перевозятся по железнодорожному маршруту, соединяющему железнодорожные сети Азербайджана, Грузии и Турции. Из Турции одна ветка через порты выходит в Средиземное море, а другая через украинский город Черноморск в Черное море. Естественно, эти два маршрута заканчиваются на европейском континенте.
С недавних пор, когда начали происходить инциденты в Красном море, востребованность их повысилась. Давний маршрут через Суэцкий канал, который соединяет Средиземное море с Красным и обеспечивает кратчайшее морское сообщение между Азией и Европой стал небезопасным. Убытки мировых компаний исчисляется миллиардами долларов. Касым-Жомарт Токаев и Ильхам Алиев во время встречи запустили в эксплуатацию грузовой железнодорожный маршрут между Казахстаном и Азербайджаном, по которому уже отправился первый контейнерный поезд. Это серьёзная заявка на перспективность.
Оба лидера понимают значимость транскаспийского маршрута не только для Китая и Европы, но и для экономик своих стран. Как заметил Касым-Жомарт Токаев «в связи с угрозами энергетической безопасности в мире Казахстан готов использовать свой углеводородный потенциал с целью стабилизации ситуации на мировых и европейских рынках». Планируется в этом году поставка нефти в объеме до полутора миллионов тонн. Азербайджан же поставил в страны Евросоюза около 20 миллиона тонн нефти. Внутри этого объединения также осуществляются поставки казахстанского зерна в Азербайджан и Турцию, азербайджанские фрукты и овощи в Казахстан.
Экономика, как говорится экономикой, но имеется и политика. Россия пока не участвует в этом выгодном проекте, тем не менее, она в перспективе может его использовать, как альтернативный маршрут. Возможно, уже разработан неофициальный план реверсных поставок разнообразной продукции в действующий период западных санкций. Также, пока не завершилась специальная военная операция на украинской территории, то есть пока прямые транснациональные пути заблокированы, присутствует возможность осуществлять поставки в некоторые страны Евросоюза. Российский бизнес возможно и участвует в финансировании этого проекта, всё же ему выгодны оперативные маршруты для доставки товаров. Казахстан и Азербайджан заявляют то, что развивающийся маршрут не противоречит российским интересам. Тем более, ещё неизвестно когда закончится эпоха антироссийских санкций.
Принятые ранние решения по активизации транскаспийского маршрута являются стратегическими, и в какой-то степени возрождают Шёлковый путь. Происходящие события по переформатированию мировых устоев заставляет многие страны искать и развивать более умеренные маршруты, которые способствуют экономическим и политическим интересам. Как заметил Касым-Жомарт Токаев во время встречи с Ильхамом Алиевым «Мы сегодня говорили о том, что помимо ресурсов сейчас во всём мире обостряется борьба за доступ именно к транспортно-логистическим возможностям».
Россия и Иран также мыслят стратегически в этом направлении, поэтому осуществляют строительство транспортного коридора Север–Юг, в котором присутствует и китайский интерес. Уже строится железная дорога, которая должна связать Россию с портами Ирана в Персидском заливе. А оттуда маршрут лежит к Мумбаи, торговой столицы Индии. Длина дороги – 100 миль. В России просчитали то, что новый путь сократит время доставки грузов из Санкт-Петербурга в Мумбаи с нынешних 30–45 дней до 10. Задействованы будут железнодорожные пути Азербайджана.