100 RUB НБРБ 3.6463
+0

USD НБРБ 3.0553
+0

EUR НБРБ 3.468
+0

10 CNY НБРБ 4.1689
+0

100 RUB НБРБ 3.6463
+0

USD НБРБ 3.0553
+0

EUR НБРБ 3.468
+0

10 CNY НБРБ 4.1689
+0

Лучший курс на сегодня

USD
2.3
EUR
3.3
RUB
100
3.2

30 июня – День рождения витебского трамвая

260

30 июня 2024 года у витебского трамвая очередной День рождения. В этот раз обошлось без юбилея, но возраст у именинника внушительный – 126 лет. Примечательно, что витебский трамвай является не только старейшим в Беларуси, но и практически во всей тогдашней Российской империи, обогнав даже Москву и Петербург. Подробнее об истории его появления и современных маршрутах вам расскажет корреспондент 024.by.

День рождения витебского трамвая Фото из открытых источников

126 лет назад по Витебску начал ездить суперсовременный транспорт, которому могли позавидовать практически все города огромной Российской империи. Впервые данный вид транспорта появился в Нижнем Новгороде в 1896 году, в 1897 – в Екатеринославе и Елисаветграде, а в 1898 – в Витебске, Курске, Севастополе и Орле. На тот моменте в Витебске проживало около 66 тысяч жителей, что гораздо меньше современных 360 тысяч.

В городе было много узких и кривых улочек, но все же место для трамвая тут нашлось. Большую роль в появлении этого диковинного на то время транспорта сыграло улучшение отношений между Российской империей и Францией. Именно французский подданный Фернан Гильон выступил с предложением к витебской городской думе с проектом о строительстве и эксплуатации в городе «электрической железной дороги».

Договор был рассчитан на 40 лет, а француз внес предоплату в размере 10 тысяч рублей. От местных властей нужно было только предоставить место для прокладки путей, а с каждого отправленного на линию трамвая Гильон платил в бюджет в первый год по 30 рублей, во второй – по 40, а затем – по 50. Для француза это также было выгодным коммерческим ходом.

День рождения витебского трамвая
Фото из открытых источников

Он позволял ему получать прибыль вплоть до 1917 года, пока не произошла Революция. Первые пути были рассчитаны на 5 километров и 4 маршрута, и они были проложены в рекордные для того времени сроки. Трамвайное депо было построено на Задуновской улице (сейчас проспект Фрунзе) и с тех пор не меняло своей локации. Здесь же можно посетить интересный музей.

А тогда депо и электростанция только строились, в них ставилось новейшее западное оборудование и закупались 33 современных бельгийских вагона, часть из которых была оснащена достаточно мощными двигателями в 25 лошадиных сил. Это позволяло вагону разгоняться до 13,5 км/ч, а интервал движения составлял примерно 12-15 минут на маршруте. Стоил новый транспорт на тот момент немало, но им активно пользовались.

День рождения витебского трамвая
Фото из открытых источников

Взрослые платили за проезд по 5 копеек, ученики – по 3 копейки, но на них обязательно должна быть надета в полном комплекте учебная форма. Дети до 5 лет и сотрудники полиции могли ездить бесплатно, обилечивал пассажиров кондуктор. Для понимания цены стоит привести факт, что в то время рабочий зарабатывал за полный день не более 60 копеек. Витебский трамвай успешно работал до революции, пока не был национализирован в 1918 году.

На тот момент трамвайный парк был изрядно изношен, так как ни разу не обновлялся с момента запуска. Новые детали на бельгийские вагоны брать было неоткуда, и в 1919 году на маршруты выходило всего 3-4 трамвая, а в 1922 – осталось только 2 маршрута. Но с этого года советские власти всерьез взялись за витебские трамваи и стали ремонтировать пути, обновлять вагоны. В результате, уже в 1924-м на маршрутах ездили 10 моторных и еще 6 прицепных вагонов.

День рождения витебского трамвая
Фото из открытых источников

Тогда же начали прокладывать новые трамвайные линии. А в 1930-х старые бельгийские вагоны начали заменять новыми отечественными, узкая колея путей сменилась на широкую. До войны в Витебске трамваи ездили уже по 6 маршрутам, но во время оккупации депо, большая часть путей и вагоны были уничтожены. Лишь к 1947 году удалось восстановить 3 трамвая, тогда же отправился и первый послевоенный маршрут №1.

В следующем году из Москвы были переданы 20 старых вагонов, что позволило увеличить количество маршрутов. Уже в первой половине 1950-х удалось восстановить 6 довоенных маршрутов, постепенно увеличивалось количество вагонов и линий. В итоге, в 1987 году в Витебске ездило 128 вагонов по 10 разным маршрутам.

День рождения витебского трамвая
Фото из открытых источников

После распада СССР сеть линий перестала расширяться, а количество маршрутов было уменьшено в 1998 году до 9. А сегодня, в 2024 году, по Витебску курсируют трамваи лишь по 7 маршрутам, значительно уступая в этом плане не только автобусам с их 58-ю маршрутами, но также и троллейбусам с 16-ю маршрутами.

Вас также могут заинтересовать другие новости Беларуси:

Наш канал в Telegram и Дзен Присоединяйтесь к нам! Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот.

Последние новости

Для обеспечения удобства пользователей сайта используются cookies.
Принять
Отказаться