30 июня 2024 года у витебского трамвая очередной День рождения. В этот раз обошлось без юбилея, но возраст у именинника внушительный – 126 лет. Примечательно, что витебский трамвай является не только старейшим в Беларуси, но и практически во всей тогдашней Российской империи, обогнав даже Москву и Петербург. Подробнее об истории его появления и современных маршрутах вам расскажет корреспондент 024.by.
126 лет назад по Витебску начал ездить суперсовременный транспорт, которому могли позавидовать практически все города огромной Российской империи. Впервые данный вид транспорта появился в Нижнем Новгороде в 1896 году, в 1897 – в Екатеринославе и Елисаветграде, а в 1898 – в Витебске, Курске, Севастополе и Орле. На тот моменте в Витебске проживало около 66 тысяч жителей, что гораздо меньше современных 360 тысяч.
В городе было много узких и кривых улочек, но все же место для трамвая тут нашлось. Большую роль в появлении этого диковинного на то время транспорта сыграло улучшение отношений между Российской империей и Францией. Именно французский подданный Фернан Гильон выступил с предложением к витебской городской думе с проектом о строительстве и эксплуатации в городе «электрической железной дороги».
Договор был рассчитан на 40 лет, а француз внес предоплату в размере 10 тысяч рублей. От местных властей нужно было только предоставить место для прокладки путей, а с каждого отправленного на линию трамвая Гильон платил в бюджет в первый год по 30 рублей, во второй – по 40, а затем – по 50. Для француза это также было выгодным коммерческим ходом.
Он позволял ему получать прибыль вплоть до 1917 года, пока не произошла Революция. Первые пути были рассчитаны на 5 километров и 4 маршрута, и они были проложены в рекордные для того времени сроки. Трамвайное депо было построено на Задуновской улице (сейчас проспект Фрунзе) и с тех пор не меняло своей локации. Здесь же можно посетить интересный музей.
А тогда депо и электростанция только строились, в них ставилось новейшее западное оборудование и закупались 33 современных бельгийских вагона, часть из которых была оснащена достаточно мощными двигателями в 25 лошадиных сил. Это позволяло вагону разгоняться до 13,5 км/ч, а интервал движения составлял примерно 12-15 минут на маршруте. Стоил новый транспорт на тот момент немало, но им активно пользовались.
Взрослые платили за проезд по 5 копеек, ученики – по 3 копейки, но на них обязательно должна быть надета в полном комплекте учебная форма. Дети до 5 лет и сотрудники полиции могли ездить бесплатно, обилечивал пассажиров кондуктор. Для понимания цены стоит привести факт, что в то время рабочий зарабатывал за полный день не более 60 копеек. Витебский трамвай успешно работал до революции, пока не был национализирован в 1918 году.
На тот момент трамвайный парк был изрядно изношен, так как ни разу не обновлялся с момента запуска. Новые детали на бельгийские вагоны брать было неоткуда, и в 1919 году на маршруты выходило всего 3-4 трамвая, а в 1922 – осталось только 2 маршрута. Но с этого года советские власти всерьез взялись за витебские трамваи и стали ремонтировать пути, обновлять вагоны. В результате, уже в 1924-м на маршрутах ездили 10 моторных и еще 6 прицепных вагонов.
Тогда же начали прокладывать новые трамвайные линии. А в 1930-х старые бельгийские вагоны начали заменять новыми отечественными, узкая колея путей сменилась на широкую. До войны в Витебске трамваи ездили уже по 6 маршрутам, но во время оккупации депо, большая часть путей и вагоны были уничтожены. Лишь к 1947 году удалось восстановить 3 трамвая, тогда же отправился и первый послевоенный маршрут №1.
В следующем году из Москвы были переданы 20 старых вагонов, что позволило увеличить количество маршрутов. Уже в первой половине 1950-х удалось восстановить 6 довоенных маршрутов, постепенно увеличивалось количество вагонов и линий. В итоге, в 1987 году в Витебске ездило 128 вагонов по 10 разным маршрутам.
После распада СССР сеть линий перестала расширяться, а количество маршрутов было уменьшено в 1998 году до 9. А сегодня, в 2024 году, по Витебску курсируют трамваи лишь по 7 маршрутам, значительно уступая в этом плане не только автобусам с их 58-ю маршрутами, но также и троллейбусам с 16-ю маршрутами.