Критиковавший ЕС за помощь Украине кандидат выиграл первый тур выборов в Румынии Целью ВСУ для удара ATACMS может стать Ростовская область КХЛ: Минское «Динамо» проиграло «Автомобилисту» Путин созвонился с Эрдоганом В Литве при крушении самолета погиб 1 человек Критиковавший ЕС за помощь Украине кандидат выиграл первый тур выборов в Румынии Целью ВСУ для удара ATACMS может стать Ростовская область КХЛ: Минское «Динамо» проиграло «Автомобилисту» Путин созвонился с Эрдоганом В Литве при крушении самолета погиб 1 человек
100 RUB НБРБ 3.3379
-0.0548

USD НБРБ 3.4682
+0.0532

EUR НБРБ 3.6373
+0.0462

10 CNY НБРБ 4.7841
+0.0727

100 RUB НБРБ 3.3379
-0.0548

USD НБРБ 3.4682
+0.0532

EUR НБРБ 3.6373
+0.0462

10 CNY НБРБ 4.7841
+0.0727

Лучший курс на сегодня

USD
2.3
EUR
3.3
RUB
100
3.2

30 июня – День рождения витебского трамвая

30 июня 2024 года у витебского трамвая очередной День рождения. В этот раз обошлось без юбилея, но возраст у именинника внушительный – 126 лет. Примечательно, что витебский трамвай является не только старейшим в Беларуси, но и практически во всей тогдашней Российской империи, обогнав даже Москву и Петербург. Подробнее об истории его появления и современных маршрутах вам расскажет корреспондент 024.by.

День рождения витебского трамвая Фото из открытых источников

126 лет назад по Витебску начал ездить суперсовременный транспорт, которому могли позавидовать практически все города огромной Российской империи. Впервые данный вид транспорта появился в Нижнем Новгороде в 1896 году, в 1897 – в Екатеринославе и Елисаветграде, а в 1898 – в Витебске, Курске, Севастополе и Орле. На тот моменте в Витебске проживало около 66 тысяч жителей, что гораздо меньше современных 360 тысяч.

В городе было много узких и кривых улочек, но все же место для трамвая тут нашлось. Большую роль в появлении этого диковинного на то время транспорта сыграло улучшение отношений между Российской империей и Францией. Именно французский подданный Фернан Гильон выступил с предложением к витебской городской думе с проектом о строительстве и эксплуатации в городе «электрической железной дороги».

Договор был рассчитан на 40 лет, а француз внес предоплату в размере 10 тысяч рублей. От местных властей нужно было только предоставить место для прокладки путей, а с каждого отправленного на линию трамвая Гильон платил в бюджет в первый год по 30 рублей, во второй – по 40, а затем – по 50. Для француза это также было выгодным коммерческим ходом.

День рождения витебского трамвая
Фото из открытых источников

Он позволял ему получать прибыль вплоть до 1917 года, пока не произошла Революция. Первые пути были рассчитаны на 5 километров и 4 маршрута, и они были проложены в рекордные для того времени сроки. Трамвайное депо было построено на Задуновской улице (сейчас проспект Фрунзе) и с тех пор не меняло своей локации. Здесь же можно посетить интересный музей.

А тогда депо и электростанция только строились, в них ставилось новейшее западное оборудование и закупались 33 современных бельгийских вагона, часть из которых была оснащена достаточно мощными двигателями в 25 лошадиных сил. Это позволяло вагону разгоняться до 13,5 км/ч, а интервал движения составлял примерно 12-15 минут на маршруте. Стоил новый транспорт на тот момент немало, но им активно пользовались.

День рождения витебского трамвая
Фото из открытых источников

Взрослые платили за проезд по 5 копеек, ученики – по 3 копейки, но на них обязательно должна быть надета в полном комплекте учебная форма. Дети до 5 лет и сотрудники полиции могли ездить бесплатно, обилечивал пассажиров кондуктор. Для понимания цены стоит привести факт, что в то время рабочий зарабатывал за полный день не более 60 копеек. Витебский трамвай успешно работал до революции, пока не был национализирован в 1918 году.

На тот момент трамвайный парк был изрядно изношен, так как ни разу не обновлялся с момента запуска. Новые детали на бельгийские вагоны брать было неоткуда, и в 1919 году на маршруты выходило всего 3-4 трамвая, а в 1922 – осталось только 2 маршрута. Но с этого года советские власти всерьез взялись за витебские трамваи и стали ремонтировать пути, обновлять вагоны. В результате, уже в 1924-м на маршрутах ездили 10 моторных и еще 6 прицепных вагонов.

День рождения витебского трамвая
Фото из открытых источников

Тогда же начали прокладывать новые трамвайные линии. А в 1930-х старые бельгийские вагоны начали заменять новыми отечественными, узкая колея путей сменилась на широкую. До войны в Витебске трамваи ездили уже по 6 маршрутам, но во время оккупации депо, большая часть путей и вагоны были уничтожены. Лишь к 1947 году удалось восстановить 3 трамвая, тогда же отправился и первый послевоенный маршрут №1.

В следующем году из Москвы были переданы 20 старых вагонов, что позволило увеличить количество маршрутов. Уже в первой половине 1950-х удалось восстановить 6 довоенных маршрутов, постепенно увеличивалось количество вагонов и линий. В итоге, в 1987 году в Витебске ездило 128 вагонов по 10 разным маршрутам.

День рождения витебского трамвая
Фото из открытых источников

После распада СССР сеть линий перестала расширяться, а количество маршрутов было уменьшено в 1998 году до 9. А сегодня, в 2024 году, по Витебску курсируют трамваи лишь по 7 маршрутам, значительно уступая в этом плане не только автобусам с их 58-ю маршрутами, но также и троллейбусам с 16-ю маршрутами.

Вас также могут заинтересовать другие новости Беларуси:

Наш канал в Telegram и Дзен Присоединяйтесь к нам! Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот.

Последние новости

Самое популярное за неделю:

дворец спорта витебск

На ремонт лестницы Дворца спорта в Витебске выделят почти 840 000 рублей

19 ноября 2024 717
Марафон единства проходит в Могилеве: праздник с открытым сердцем

Марафон единства проходит в Могилеве: праздник с открытым сердцем

22 ноября 2024 514
2025 год станет переломным для четырёх знаков зодиака: прогноз от Тамары Глобы

2025 год станет переломным для четырёх знаков зодиака: прогноз от Тамары Глобы

19 ноября 2024 460
подготовка к Новому году в Витебске 2025

Витебск начал подготовку к Новому году 2025

21 ноября 2024 264
Брест погода снегопад

Cнегопад проверил готовность брестских коммунальщиков

22 ноября 2024 255

Что можно и нельзя ставить на новогодний стол в год Змеи

21 ноября 2024 240
кофе сердце

От зерна до прибыли: чем живёт кофейный бизнес

20 ноября 2024 213
Детская площадка

Новая детская площадка открылась в центре Могилева

20 ноября 2024 177
Александр Давыдов

Российского актера спасли брестские медики

21 ноября 2024 152
Михайлов день: рассказываем, что можно и что нельзя делать 21 ноября

Михайлов день: рассказываем, что можно и что нельзя делать 21 ноября

20 ноября 2024 121

Строительный мусор ЖКХ вывезут официально

19 ноября 2024 117
Секс на паузе: как поколение Z переосмысляет интим и отношения в эпоху технологий

Секс на паузе: как поколение Z переосмысляет интим и отношения в эпоху технологий

19 ноября 2024 112

Настя Кравченко дала первый сольный концерт

21 ноября 2024 99
день программиста

Кто много зарабатывает в Беларуси: топ прибыльных профессий

23 ноября 2024 86

Режим контртеррористической операции объявлен в Гродненском районе

21 ноября 2024 84
ракета «Орешник»

«На всю Европу хватит»: о чем говорит боевое испытание Россией ракеты «Орешник»

23 ноября 2024 81
змея

Чем украсить новогоднюю ель, чтобы привлечь удачу

20 ноября 2024 81
рождественский пост 2025

Рождественский пост 2024-2025: что можно и что нельзя

19 ноября 2024 80

Новые станции метро откроются в декабре

25 ноября 2024 78
Более 400 конкурсных работ представили на «ТехноЕлке» в Могилеве

Более 400 конкурсных работ представили на «ТехноЕлке» в Могилеве

21 ноября 2024 78
Для обеспечения удобства пользователей сайта используются cookies.
Принять
Отказаться