Мы каждый день покупаем различные продукты и товары, пользуемся услугами. К сожалению, не всегда получая качество в обмен на деньги. Корреспондент 024.by поговорил с юрисконсультом ОО «Региональное общество защиты потребителей» о том, как и когда можно вернуть некачественный товар, вернуть деньги за услугу и где в случае конфликта искать помощи.
С какими самыми необычными случаями нарушения прав потребителей Вы сталкивались в своей практике?
Защита прав потребителей настолько многогранна, что распространяется практически на все сферы жизни. На самом деле тяжело выделить что-то особенное, необычное. Но если Вас интересует какой-либо необычный кейс, то это дело по пластической операции груди, где женщине некачественно оказали медицинские услуги, что привело к тяжелым для нее увечьям.
Многие белорусы боятся отстаивать свои права, считая, что это сложно и долго. Какие три простых совета вы можете дать, чтобы повысить шансы на успех при обращении с жалобой?
Во-первых, необходимо понимать, что защита своих прав – неотъемлемая часть нашей жизни, и нет поводов опасаться предпринимать меры для этого. Во-вторых, важно знать свои основные права как потребителя, например, право на качество товаров (работ, услуг), информацию о товарах (работах, услугах) и т.д. В-третьих, в Республике Беларусь существуют общественные объединения по защите прав потребителей, и мы советуем обращаться туда для получения компетентной юридической помощи на безвозмездной основе.
Покупки в интернете становятся все популярнее. С какими основными проблемами сталкиваются покупатели интернет-магазинов в Беларуси и как защитить себя от недобросовестных продавцов?
Чаще всего мы сталкиваемся с неудачными покупками на маркет-плейсах. Здесь возникают всевозможные проблемы: нарушение сроков доставки товаров, отказ в возврате денежных средств за качественный товар, приобретение потребителями некачественных товаров и др. Самое главное, что должен сделать потребитель, — направить в адрес продавца письменную претензию с соответствующим требованием. В случае отказа в удовлетворении требований дальнейшее разбирательство возможно в судебном порядке.
Существуют ли категории товаров, с возвратом или обменом которых у белорусов чаще всего возникают проблемы?
Как правило, трудности возникают с возвратом товаров надлежащего качества. Статьей 28 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» предусмотрены условия возврата таких товаров:
1) С момента покупки должно пройти не более 14 календарных дней;
2) Должны быть сохранены потребительские свойства товара;
3) Товар не был в употреблении;
4) Товар возвращается в потребительской упаковке.
При несоблюдении одного из условий товар надлежащего качества не подлежит обмену и возврату. Также Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.06.2002 № 778 утвержден конкретный перечень товаров надлежащего качества, которые не подлежат обмену и возврату.
Как изменилось законодательство о защите прав потребителей в Беларуси за последние годы? Стали ли права покупателей защищены лучше? Какие мифы о защите прав потребителей в Беларуси вы считаете самыми распространенными и вредными?
Наше законодательство очень лояльное, направлено на полную и всестороннюю защиту прав потребителей, и эта тенденция сохраняется по мере внесения изменений и дополнений в законодательство.
Чаще всего сталкиваемся с убеждением потребителей о том, что товар можно вернуть только в течение 14 календарных дней с момента приобретения. Безусловно, такое правило установлено, однако оно касается только товаров надлежащего качества. Что касается некачественных товаров, то требования продавцу можно предъявить в течение двух лет с момента покупки.
Также часто видим договоры, заключенные с потребителями, которые содержат в себе условия, ограничивающие права потребителя. В силу ст. 19 Закона «О защите прав потребителей», такие условия договора являются ничтожными. Тем не менее, потребители уверены, что если договор подписан, то какие-либо отступления от него недопустимы.