Олег Орлов – уникальная личность в культуре Беларуси. Его талант многогранен: художник, реставратор, коллекционер, музыкант. Он написал более 50 песен, сыграл сотни концертов. А еще — все реликвии в Пружанском костеле отреставрированы его руками. Олегом восстановлено более 1500 икон. У мастера огромная личная коллекция предметов искусства, в том числе картины и иконы, а также мотоциклы.
Сейчас идет усиленная работа над новым песнями, а в октябре в Белорусской государственной филармонии состоится концерт «Сказки». Также будет представлен выставочный проект авторских работ Олега Орлова.
Поговорили в Олегом о творчестве, жизни и современном искусстве.
— Олег, Вы занимаетесь и изобразительным искусством, и музыкой, работаете как реставратор, коллекционируете иконы и картины. А кто Вы, прежде всего, сами для себя?
—Я человек, который старается сделать так, чтоб во всех видах искусства зрителю было хорошо, волшебно, интересно. Каждая моя картина — музыкальна. Когда я пишу песни и исполняю их, они создают образы картин. Когда я занимаюсь реставрацией, практически всегда играет музыка. С каждой иконой, с каждой картиной я сам получаю больше знаний и умений по живописи. Все направления проникновенны друг в друга.
— Какую музыку Вы слушаете во время реставрации?
— Когда я пишу свои картины, я слушаю много музыки в стиле дарк-эмбиент, когда я еду в машине, я слушаю абсолютно разную музыку, в том числе и свои песни. Фоном для работы может звучать даже Штраус.
— Как Вы пришли к реставрации икон? Как получилось так, что у Вас талант и в живописи, и в музыке?
— Это дар, это подарок, это кредит, который был мне выдан Всевышним. То, сколько мне было дано возможности творить, просто не дает мне право Его подвести. Отправной точной стала клиническая смерть в 1988 году, когда я разбился на спортивном велосипеде. После пережитого я начал писать работы, начали случаться встречи с художниками, реставраторами. Был случай, когда в 90-е на Комаровке я купил у пожилого мужчины 2 иконы за 20 рублей. Они были очень старые, нуждались в реставрации. Я начал изучать литературу по этому вопросу, спрашивал у тех, кто этим занимается, и получилось очень хорошо отреставрировать купленные старые иконы. Потом, как говорится, пошло-поехало.
Каждое старинное произведение обладает ореолом тайны, практически своей детективной историей. Вот только подумайте, люди без интернета, а порой и без электричества создавали такие шедевры, что ни одна Икеа не сделает.
Только при реставрации понимаешь, что «простые» цвета, совсем не простые. Чтоб попасть в цвет, мало быть просто художником. Надо пропускать это через душу.
— Отличается ли реставрации картин и икон в 90-е и сейчас?
— Уровень картин, которые попадались мне тогда, был попроще. Сейчас это очень сложные произведения, с куда более сложной реставрацией. С другой стороны, в 90-е годы было очень трудно купить материалы. Сейчас же это проще. Те же Питерские краски просто превосходят ожидания. Но реставрация – это ведь не только краски. Это и масла, и смешение их с лаком. В целом, если для прихожанина в церкви что-то будет не заметно в иконе, которая просто должна вернуться на свое место, профессионал невооруженным глазом различит некачественную работу с некачественными материалами. А это не моя история, и цена на материалы в таком вопросе для меня не важна.
— Сколько уходит времени на реставрацию одной картины?
— При реставрации берется 20-30 пигментов, и на каждом пигменте делается один слой. Пока он высыхает, переходим к другой картине, которых может быть более 10. Потом возвращаемся к первой и так по кругу. И таких кругов может быть очень много. Главное в реставрации – это не навредить. Поэтому, чтобы не происходила диффузия слоев, им нужно давать хорошо просушиться. Это круговорот, это целый процесс.
— Все иконы, отреставрированные в Пружанском костеле – это заказ или порыв души?
— Все иконы, которые были там отреставрированы, были моим подарком. Там я реставрировал также мощевики и киоты.
— Расскажите о своей интересной технике написания картин, как через призму «глаз стрекозы»?
— В детстве я очень увлекался насекомыми, много о них читал. Помню тогда еще было очень интересно, как видит для себя мир стрекоза. Потом спустя три года, когда я уже начал путь как профессиональный художник, с помощью большого опыта в медитативных практиках я смог понять эти ощущения и перенести их в технику своих картин, когда каждый мазок одновременно и отдельный и часть чего-то большого. Эта живопись очень «энергетична».
— А есть ли аналогичная техника при написании песен? Чьими глазами Вы видите мир в музыке?
— В юности я увидел, как продавали билет на концерт группы «Кино». Честно сказать, я тогда даже не знал, кто это. Я купил билеты, и сначала не понимал, что происходит, на разогреве играла другая группа. Но когда вышел Цой и его команда, на стадионе началось какая-то феерия и истерия. С этого началось мое увлечением музыкой.
Потом я начал писать свои песни. Но надо сказать, они мне приходят, как и картины, готовыми. Наверное, свыше.
— Что для Вас самое важное в музыке?
— Это энергетика на сцене и свой посыл. Сейчас много музыкантов, которые просто как спортсмены соревнуются в своих достижениях, я же на сцене лишь потому, что у меня есть, что сказать.
— Как Вы считаете, каждая уважающая себя группа обязательно должна иметь клип к композициям своего альбома?
— Давайте вспомним клипы группы Металлика. Это же, по сути, произведение искусства. Было бы классно, если бы у группа были не просто картинки к песне, а именно произведение искусства. Но не будем забывать, что для этого должен быть хороший режиссер, хороший оператор.
Мне с моей «насмотренностью» хорошего кино трудно пропустить что-то, если это сделано плохо. Во всем моей искусстве есть мессендж, есть посыл, я не люблю пустое искусство, где исполнить ходит и лезет свою эгоцентричность, демонстрируя это в самих клипах.
В нашем новом клипе на песню «Шофер» очень классно и грамотно раскрыта авто- и мототема, хотя честно сказать на мотоцикл я сел два года назад.
Правда, что отдельное место в вашей коллекции занимает мотоцикл, который был кастомизирован для Диего Марадоне, но тот умер незадолго до вручения?
Да, к сожалению, не успели его подарить. На все промысел Божий. Я два раза пережил клиническую смерть, и это очень четко осознал. Есть три ипостаси, три большие правды в моей жизни — это Библия, Кастанеда и Булгаков. Хорошая практика, по ним можно тренироваться жить. Все мы смертны и это кайф, кто-то этого избегает, а я это принял, и теперь это кайф.
24 октября 2024 года в Большом концертном зале Белорусской государственной филармонии состоится презентация новой программы Олега Орлова «СКАЗКИ», где будут представлены хиты в стиле дарквэйв, готик-дэнс, а также театрализованное шоу. Билеты можно приобрести в кассах филармонии и онлайн сервисах.