Просроченные продукты – проблема, с которой сталкивался практически каждый покупатель. Казалось бы, что может быть проще – проверить срок годности перед покупкой. Однако зачастую недобросовестные продавцы не спешат убирать с полок товар, которому давно место в мусорном ведре. В результате страдают покупатели, рискуя своим здоровьем. О том, что такие случаи до сих пор нередки, несмотря на тщательный контроль, подтверждает и последний мониторинг санэпидслужбы Могилевской области.
Фото из открытых источников
Анализ данных за сентябрь 2024 года по области рисует тревожную картину. В регионе выявлено более 30 случаев продажи просроченной продукции в магазинах различного формата – от крупных сетевых до небольших сельских. География нарушений охватывает практически всю область: Быховский, Чаусский, Шкловский, Славгородский, Горецкий районы, города Могилев, Бобруйск, Кировск, Климовичи, Кричев, Круглое, Чериков.
Перечень просроченных товаров поражает своим разнообразием. На прилавках магазинов Могилевщины можно встретить просрочку практически всех категорий:

Проблема просроченных продуктов актуальна не только для Беларуси. Разные страны мира решают ее по-своему, но цель одна – защитить покупателя. Например, во Франции законодательство запрещает супермаркетам выбрасывать продукты с истекающим сроком годности. Вместо этого их обязуют передавать на благотворительность или на переработку на корм животным. Нарушителей же ждут внушительные штрафы – до 75 000 евро.
В Германии же действуют некоммерческие организации, которые занимаются контролем качества продуктов. Активисты проводят рейды по магазинам, фиксируют нарушения и передают информацию в СМИ. Такая общественная активность является эффективным методом борьбы с недобросовестными продавцами.
Многие британские супермаркеты практикуют снижение цен на продукты с срок годности которых подходит к концу, что позволяет избежать их утилизации. Также широко распространена практика бесплатной передачи таких продуктов в благотворительные фонды и пищевые банки, которые распределяют их среди малоимущих. Опыт этих стран показывает, что эффективная борьба с просрочкой возможна лишь при комплексном подходе с участием государства, общественных организаций и самих покупателей.

Важно помнить, что каждый покупатель может защитить себя от некачественной продукции.
Только совместными усилиями покупателей, продавцов и государства можно сделать торговлю безопасной, а продукты на наших столах – свежими и качественными.