С нагрянувшей в 2020 году пандемией COVID-19 онлайн-образование вышло на принципиально новый уровень. В условиях ограничений и необходимости сохранять дистанцию, многие учебные заведения начали внедрять цифровые технологии в учебный процесс. Эти перемены открыли новые образовательные горизонты и продемонстрировали эффективность онлайн-обучения. К ключевым трендам дистанционного образования относятся:
Интерес к онлайн-образованию растёт с каждым годом
— Развитие платформ и технологий: прослеживается растущий интерес к созданию и использованию образовательных онлайн-платформ, которые предлагают курсы и программы различной направленности. Активно развиваются онлайн-ресурсы как для среднего, так и для высшего образования;
— Гибридные форматы обучения: сочетание онлайн и оффлайн форматов становится всё более популярным. Этот подход позволяет студентам получать знания в удобной форме, сохраняя при этом возможность личного контакта с преподавателем и сверстниками. В условиях современного рынка труда, где навыки коммуникации и сотрудничества являются крайне важными, такой подход способствует более всеобъемлющему развитию учащихся;
— Индивидуализация обучения: студенты могут выбирать темп, уровень сложности и направление обучения, что особенно актуально для школьников, нуждающихся в дополнительных занятиях или помощи в освоении материала.
— Повышение качества контента: рост конкуренции побудил разработчиков и преподавателей курсов активно внедрять в рабочую практику мультимедийные материалы, интерактивные задания, чаты и форумы для повышения вовлечённости студентов;
— Акцент на прогрессивные навыки: современные образовательные программы всё чаще направлены на развитие критического мышления и цифровой грамотности. Эти навыки особенно актуальны в условиях быстро меняющегося мира. Образовательные платформы стали активнее интегрировать элементы проектного обучения, что позволяет студентам применять теоретические знания на практике.
Анастасия Туровец, создатель онлайн-курсов английского языка:
Отношение к онлайн-обучению ещё 10 лет назад было настороженным, я бы даже сказала негативным. Учителя не понимали, как можно преподавать онлайн, было очень мало инструментов и ресурсов для такой формы работы. Многие задавались вопросом, как отслеживать результаты или как мотивировать учеников старательно выполнять поставленные задачи. Онлайн-обучение казалось чем-то несерьезным. Но всё изменилось 5 лет назад с приходом COVID-19. Эта беспощадная болезнь принесла много бед: смерти, потери, крах бизнеса у многих предпринимателей. Но, как говориться, не бывает худа без добра. Это стало точкой небывалого подъёма для онлайн-образования, так как люди сидели дома и для продолжения обучения переходили в онлайн-режим. Учителя начали быстро осваивать всевозможные варианты проведения онлайн-занятий, изучать платформы и ресурсы. Это позволило ученикам не терять накопленные знания и продолжать обучение. Сейчас в Беларуси много достойных онлайн-курсов разной направленности, которые помогают осваивать ученикам всевозможные сферы знаний: от рисования до английского языка. И сейчас встречаются скептики, которые сходу не принимают онлайн-обучение, но стоит им попробовать хоть раз и сомнения развеиваются. Ведь преимуществ онлайн-обучения очень много. Например, гибкость и доступность: вы можете учиться в любое время, в любом месте, что особенно удобно для занятых людей. Образовательные онлайн-платформы позволяют людям из маленьких городов и деревень получать знания, в которых они ограничены из-за территориального расположения, ведь далеко не в каждом городе, не говоря уже про деревню, есть курсы робототехники, английского языка или актёрского мастерства. Следующим преимуществом я бы выделила индивидуальный темп обучения. Вы можете учиться в собственном ритме, повторяя материал, который вам необходим, и продвигаясь быстрее в областях, которые легко усваиваются. Также в преимущества можно отнести экономическую выгоду: снижение расходов — экономия на проезде, проживании, учебных материалах и других трат, связанных с традиционным обучением. Возможность использования интерактивных материалов и инструментов, таких как видео, игры и симуляции, что позволяет быстрее усваивать информацию. Онлайн-курсы часто предоставляют доступ к обширным библиотекам материалов, включая книги, статьи, видео и другие ресурсы. Я бы очень хотела, чтобы онлайн-обучение в Беларуси развивалось быстро и плодотворно, чтобы каждый ученик мог получать неограниченные знания, независимо от того, где он живёт — в большом городе или маленькой деревне.
Ольга Бондаренко, старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита в промышленности БГЭУ:
В настоящее время учебный процесс в высших учебных учреждениях представляет собой сложную многокомпонентную развивающуюся систему. Дистанционное обучение — это один из видов учебного процесса. Однако, для эффективного функционирования и развития дистанционного обучения необходимо пересмотреть и оптимизировать учебные планы и учебные программы.
В процессе дистанционного обучения сложно установить взаимодействие между субъектами и объектами учебной деятельности, так как отсутствует обратная связь.
В ходе дистанционного обучения сложно контролировать самостоятельность выполнения учебной нагрузки студентов.
Повышается трудоемкость коммуникации преподавателя с группой за счет индивидуальных сообщений и рекомендаций каждому обучающему.
Из плюсов. Возможность получения образования удаленно.