Маркетплейсы надёжно вошли в нашу жизнь, став с одной стороны – подспорьем, с другой – катализатором импульсивных покупок.
Прошли времена, когда шоппинг был целым событием. Долгое время местом отоваривания были рынки и, переминаясь с ноги на ногу на холодной картонке, мы быстро натягивали новые джинсы за импровизированной ширмой, стараясь не окоченеть от холода. Сегодня мы имеем дело с цифровой аналогией рынков – маркетплейсами, а вместо ширмы и картонки — пункты ПВЗ.
Рассмотрим специфику работы двух самых популярных маркетплейсов Wildberries и Ozon. Селлером на маркетплейсах в Беларуси может быть только юридическое лицо, либо индивидуальный предприниматель, самозанятым торговать на маркетплейсах запрещено. Для заключения договора оферты Wildberries требует оплатить гарантийный взнос в районе 400 белорусских рублей, которые в дальнейшем могут быть потрачены на внутреннюю рекламу. Ozon не берёт комиссионный взнос за регистрацию. Оба маркетплейса работают на основании заключения публичной оферты с селлером.
На обоих маркетплейсах есть обязательные лимиты, ограничивающие возможность вывода средств для селлеров. Если на Wildberries это минимальное пороговое значение, то на Ozon цифра значительно выше и варьируется в районе 1000 долларов. Это может быть крайне неудобным для новичков, которым нужен быстрый вывод средств, чтобы пустить их на дальнейшее продвижение своего продукта.
Что касается покупательского трафика — Wildberries опережает Ozon в категории «одежда и обувь», а Ozon превосходит конкурента в категории «электроника». У обеих площадок есть уникальные маркетинговые инструменты для продвижения товаров, которые продавец может использовать на своё усмотрение.
До недавнего времени Ozon испытывал определённые логистические трудности, что отражалось на сроках доставки, скорости обработки заказов, но с лета нынешнего года торговая площадка устранила имеющиеся проблемы.
Стандартно все маркетплейсы работают по трём схемам: FBS и FBO и DBS. FBS- это система работы маркетплейсов при которой продавец размещает карточки товаров на витрине Wildberries или Ozon, но не отгружает товар маркетплейсу до поступления заказа. Товар храниться на территории продавца. Поступивший заказ нужно собрать и доставить в сортировочный центр, откуда логистикой маркетплейса он отправится к конечному покупателю.
При системе FBO селлер должен заранее подготовленный, промаркированный товар отвезти на склад, где он будет храниться до момента поступления заказа. За хранение товаров на складах маркетплейсы берут комиссию.
Алгоритм DBS предполагает, что селлер только числится на маркетплейсе, но хранит товар у себя и доставляет его самостоятельно либо с помощью партнёрских логиститических компаний.
Для успешного выхода на маркетплейсы эксперты советуют обязательно качественно оформлять карточку товара, делать профессиональные студийные съёмки продукта (за использование чужого контента следует штраф и блокировка аккаунта), выбирать качественные вещи для реализации и проводить их тестирование, создавать свой уникальный бренд с чётким позиционированием, потому что время работы по схеме купил-продал — давно кануло в лету.