К 2030 году ведущие экономики и отрасли мира должны достичь критически важных целевых показателей по выбросам, чтобы предотвратить катастрофические последствия глобального потепления. Однако, согласно анализу Bloomberg Green, мир значительно отстает от намеченного курса, и недавние политические события лишь усугубляют ситуацию.
Несмотря на впечатляющий рост солнечной и ветровой энергетики за последнее десятилетие, мир не успевает утроить их мощности к 2030 году, как было согласовано на COP28 (Саммит ООН по климату). По оценкам, потребуется около 1 триллиона долларов инвестиций ежегодно до конца десятилетия, что значительно превышает текущие вложения. Рост спроса на электроэнергию в развивающихся странах, таких как Китай и Индия, еще больше осложняет задачу.
Технологические гиганты, такие как Google и Meta, обещали достичь нулевого уровня выбросов к 2030 году. Однако развитие искусственного интеллекта, требующего огромных энергетических затрат, ставит эти цели под угрозу. Потребление электроэнергии центрами обработки данных стремительно растет, увеличивая углеродный след компаний. В то время как некоторые, например, Microsoft, инвестируют в ядерную энергетику и возобновляемые источники энергии, но этого пока недостаточно.
Несмотря на обязательства остановить вырубку лесов к 2030 году, темпы их уничтожения продолжают расти. Леса, играющие ключевую роль в поглощении углекислого газа, вырубаются для сельского хозяйства, добычи полезных ископаемых и производства древесины. Это приводит к высвобождению огромного количества углерода в атмосферу, усугубляя изменение климата. Кроме того, уничтожение лесов угрожает биоразнообразию и лишает коренные народы средств к существованию. Усилия отдельных стран, таких как Бразилия, по борьбе с этой проблемой пока не привели к глобальному перелому, и необходимы более скоординированные международные действия.
Продажи электромобилей растут, но не так быстро, как требуется для достижения нулевых выбросов в транспортном секторе. По прогнозам, к 2030 году доля электромобилей в новых продажах автомобилей составит 45%, что ниже целевого показателя в 70%. Это отставание объясняется рядом факторов, включая высокую стоимость электромобилей, ограниченную инфраструктуру зарядных станций и недостаточное предложение со стороны производителей. Некоторые автопроизводители, включая Mercedes-Benz, уже снизили свои амбициозные планы по переходу на электромобили, что вызывает опасения относительно достижимости целей по декарбонизации транспорта.
Цель защитить 30% суши и океанов к 2030 году также находится под угрозой. На сегодняшний день защищены лишь 17,6% суши и внутренних вод и 8,4% океанов. Это означает, что большая часть экосистем планеты остается уязвимой к разрушительному воздействию человека. Недостаток финансирования, отсутствие юридически обязывающих соглашений и слабая политическая воля тормозят прогресс. Замедление темпов создания охраняемых территорий ставит под угрозу существование многих видов животных и растений.
Модная индустрия стремится сократить выбросы на 45% к 2030 году, но рост «быстрой моды» и культуры чрезмерного потребления одежды препятствуют достижению этой цели. Производство и транспортировка одежды генерируют значительные выбросы парниковых газов. Переработка текстиля развивается медленно, а производство одежды, особенно из хлопка, требует огромных объемов воды и часто связано с использованием вредных химических веществ. Для достижения целей по устойчивому развитию необходимо изменить модель потребления и внедрить более экологичные технологии производства.
Глобальные выбросы парниковых газов продолжают расти, несмотря на усилия развитых стран по их сокращению. Это связано с тем, что развивающиеся страны, где потребление энергии стремительно растет, все еще сильно зависят от ископаемого топлива. Рост населения и индустриализация в этих странах приводят к увеличению спроса на энергию, который пока удовлетворяется преимущественно за счет угля и нефти. Необходимы значительные инвестиции в возобновляемые источники энергии, передача технологий и более амбициозные национальные планы по сокращению выбросов.
Авиационная отрасль делает ставку на устойчивое авиационное топливо (SAF) для достижения нулевых выбросов. Однако текущие объемы производства SAF значительно отстают от потребностей, а его стоимость существенно выше, чем у традиционного авиационного топлива. Для масштабирования производства SAF необходимы новые технологии, государственная поддержка и значительные инвестиции. В противном случае авиационная отрасль не сможет достичь своих климатических целей.
Крупные банки обещали увеличить финансирование проектов в области зеленой энергетики, но темпы роста «зеленых» инвестиций пока недостаточны. Соотношение финансирования чистой энергии к финансированию ископаемого топлива остается значительно ниже необходимого уровня.
В целом, мир находится на переломном этапе. Несмотря на некоторые положительные сдвиги, прогресс в борьбе с изменением климата идет слишком медленно. Необходимы более решительные действия со стороны правительств, бизнеса и общества в целом, чтобы предотвратить наихудшие последствия глобального потепления. Отсутствие прогресса по каждому из пунктов увеличивает риски экстремальных погодных явлений, угрожающих миллионам людей и мировой экономике.