В Витебской области к 2028 году планируют вдвое увеличить число электрозаправочных станций для электрокаров. Где их разместят и сколько ЭЗС функционирует сейчас, узнавал корреспондент 024.bу.
Витебск активно развивает инфраструктуру для электромобилей. На сегодняшний день в городе функционирует 48 зарядных комплексов. Из них 32 – принадлежат «Беларуснефти», включая две – стандарта Mode 3, обеспечивающие относительно медленную зарядку.
В ближайшие годы ожидается значительное увеличение количества зарядных пунктов. Согласно плану, до 2028 года в восьми локациях Витебска установят еще 44 комплекса стандарта Mode 4. Их общая мощность превысит 4,5 тысячи киловатт. Это позволит восполнить заряд батареи электрокара за 30 минут-2 часа, в зависимости от емкости аккумулятора.
В 2025 на автовокзале будет выделено место для 6 станций на 150-175 кВт. Еще по две разместят на АЗС «Беларуснефть» на улице Гагарина и около «Мясковита» по улице Медицинской.
В районе бизнес-центра «Марко-Сити» будет установлено 10 ЭЗС на 60-175 кВт. На парковочной зоне ТЦ «Корона» разместят 8 зарядных комплексов с общей мощностью 1350 кВт.
В 2027 году сеть ЭЗС пополнится станциями на парковочных зонах у магазина «Гиппо» и центра «ТриО» – здесь разместят по 6 ЭЗС станций на 175 кВт каждая. Завершающим этапом станет установка в 2028 году 4 ЭЗС на стоянке возле гипермаркета «Санта» на Московском проспекте.
К 2028 году в северном регионе планируется увеличить количество ЭЗС более чем в два раза – до 149, из них 36 – стандарта Mode 4. Это затронет такие города области, как Новополоцк (14 станций), Полоцк (6) и Орша (10). В области появятся 5 супербыстрых ЭЗС. Они позволят зарядить электрокар всего за 10-20 минут, что значительно сократит время его простоя.
Расширение инфраструктуры ЭЗС тесно связано с госпрограммой по развитию электротранспорта в Беларуси. Выбор мест установки станций осуществляется с учетом потенциального спроса, близости к жилым районам, торговым центрам и другим местам с высокой посещаемостью. Кроме того, учитываются технические возможности подключения к электросетям и обеспечение безопасности эксплуатации. В стране развиваются две модели ЭЗС: городская и трассовая.
Городская модель подразумевает размещение двух типов станций: Mode 3 и Mode 4. Выбор диктуется предполагаемым временем зарядки и местоположением. ЭЗС Mode 3, обеспечивающие более длительную подзарядку, устанавливаются в местах с продолжительным пребыванием автомобилей (парковки бизнес-центров класса А и В, офисные здания, гостиницы, зоны отдыха и так далее).
ЭЗС Mode 4, с более быстрой зарядкой, предназначены для мест с коротким временем стоянки. Их планируется размещать на парковках крупных торговых центров, в комплексе с АЗС, возле железнодорожных вокзалов и аэропортов, вблизи крупных медучреждений, а также в других местах с высокой проходимостью. Быстрая зарядка (в сравнении с Mode 3) позволяет минимизировать время простоя электромобиля во время совершения покупок, ожидания поезда или другого события.
Важно отметить, что планируется установка не только отдельных ЭЗС Mode 4, но и создание целых супербыстрых электрозарядных комплексов в крупных городах, которые обеспечат возможность одновременной зарядки множества электромобилей с высокой скоростью. Это позволит существенно снизить «зарядный стресс» и стимулировать переход на электротранспорт в мегаполисах.
Трассовая модель сети фокусируется на обеспечении беспрепятственного межгородского передвижения на электрокарах. Она предусматривает установку ЭЗС Mode 4, преимущественно на АЗС, расположенных вдоль основных автомагистралей и вблизи пограничных переходов. Планируемая плотность размещения станций – не более 50-70 километров между соседними ЭЗС, что позволит практически исключить «зарядную тревогу» при путешествии на значительные расстояния.