Минское Жилищно-коммунальное хозяйство проинформировало, что город готов к снегопадам. К началу сезона привели в готовность технику и отчитались даже по лопатам. Чего стоит ожидать минчанам, и как обстоят дела с зимними кампаниями в других странах?
Как Минск подготовился к снегопадам?
Для приведения в порядок городских улиц в Минске стоят в ожидании 188 единиц техники. Среди них 67 тракторов, оборудованных щетками, 105 машин различного назначения, в том числе и снегоуборочных, на балансе города 13 погрузчиков для снега. Есть пара единиц, предназначенная для разбрызгивания песка и соли.
Кроме техники Минск заготовил почти две тонны реагентов, установлены почти 8,5 тысяч ящиков с песком. Вооружиться работникам ЖКХ тоже есть чем: своего часа ждут 5725 лопат и почти 3 с половиной тысячи скребков. О количестве рабочих в жилищно-коммунальном хозяйстве не поделились, остается надеяться, что лопаты не останутся без рук.
Какой должна быть уборка дорог по закону?
Мы часто ждем, чтобы срочно были вычищены все пути и дороги, но почему-то этого не происходит. А может ждать не стоит? Ведь для каждой трассы и переулка есть свои нормы по скорости наведения порядка после снегопада.
Дороги бывают разные и сроки их уборки от снега зависят от значимости той или иной проезжей части. Самыми первыми в очереди на чистку стоят основные трассы – М2, МКАД, а также все трассы, которые соединяют Минск с областными центрами. За 4 часа их должны избавить от снега, за 3 часа обработать против гололеда. После этих дорог на очереди те, которые соединяют областные и районные центры, ведут к пограничным пропускным пунктам, а также имеют какое-либо иное местное значение. Ждать уборки можно до 6 часов, а от льда должны избавить за 4 часа. Еще дольше в очереди могут пробыть дороги районного значения – до 8 часов, половина суток ожидания – норма для местных проезжих частей. Если же на вашем участке редко ездят машины, то до него могут добираться и до 16 часов.
В городах действует тот же принцип. Чем менее значимая улица, тем позже до нее доедут снегоуборочные машины. Снег могут убирать, как и за 3 часа, так и за 18. Исходя из этого понятно, что ждать можно весь день. И это в пределах нормы. Только людям от этого не легче, к сожалению. Возможно, снегоуборочной техники и работников все же мало?
Если судить по комментариям представителей Министерства жилищно-коммунального хозяйства, то техника ежедневно вся не работает. В Беларуси могут выехать и 900 машин, и 3000. А это значит, если расширять автопарк, то большая его часть за зиму чаще будет отдыхать в гараже, чем работать. Кроме того, за руль этой техники кто-то тоже должен садиться, но при редком использовании, такая работа мало кому понравиться.
Как проводят зимнюю уборку улиц в других странах?
Снег – это проблема не только Беларуси. С ним часто безуспешно сражаются в России, а уж в более теплых странах, где зимние осадки довольно редки, так и вовсе проблем немало.
Например, в Санкт-Петербурге в 2023 году на балансе города было 2700 единиц снегоуборочной техники, а к новому 2025 году ее и вовсе планировали увеличить до 3,5 тысячи, но есть другая проблема. В северной столице России не хватает дворников и механизаторов. И, несмотря на реформирование системы, решить окончательно эту проблему не удается. И наибольшей проблемой в каждую зиму для Санкт-Петербурга становится большое количество травм и смертельных случаев из-за гололеда, сосулек и прочих «нерадостей» сезона.
В Москве ситуация, казалось бы, чуть веселее. В столице России зимний автопарк составляет около 15 тысяч машин. В обильные снегопады привлекают дополнительных рабочих и выводят почти всю технику. Но расчистить город по мановению волшебной палочки все равно не удается.
В Финляндии разработана система мгновенного реагирования. Готовятся загодя и держат руку на пульсе. Уборку дорог начинают еще до завершения снегопада. А посыпают улицы смесью песка и горячей воды. Вот такой «фирменный рецепт».
В Исландии используют термальные источники для очищения дорог. Улицы просто отапливаются, что, безусловно, помогает коммунальщикам.
В Германии снега выпадает немного. И техники там для него не держат. Для уборки применяют специальные «насадки» на капот, превращая внедорожники в снегоочистители. А тротуары – это ответственность жителей. За каждым домом закреплена территория. Это вам не один метр вокруг автомобиля. А большое пространство, которое, независимо от обстоятельств нужно убрать самому до 7 утра. Иначе будет большой штраф.
На севере Японии решают проблему с помощью «строительства» снежных тоннелей. Снега настолько много, что первые машины просто врезаются в сугробы, очищая пространство для остальных «уборщиков». В результате по краям дороги формируются фактически снежные горы.
Пока синоптики прогнозируют теплую зиму. Возможно, и осадков много не предвидится. Придется ли коммунальным службам проявить полную готовность покажет только время. Но готовым к аномалиям нужно быть уже сейчас.