Министр образования 21 ноября подписал приказ, которым вводятся правила для родителей и учащихся. Они дополнят уже существующие стандарты педагогических работников. Что же теперь обязаны делать или не делать дети и их законные представители?
На самом деле правилами не предусматривается что-то принципиально новое, большинство из них в той или иной степени уже было «озвучено» в Кодексе об образовании Республики Беларусь или правилах внутреннего распорядка школы. Просто теперь все четко прописано в 10 пунктах для тех или иных участников образовательного процесса.
Родители в школу не ходят, но они полноправные участники того, что происходит в стенах этого учреждения. Ведь их дети посещают учебное заведение, а родителям приходится так или иначе вникать в обучение. И все участники образовательного процесса имеют свои права и обязанности. Все это прописано в Кодексе об образовании. Там же указано, что различные правила могут быть регламентированы дополнительными законами и документами. Именно такими являются Правила внутреннего распорядка школы, а также приказы и постановления Министерства образования.
Для того, чтобы никто не мучился в поисках того, как себя вести и что делать в этих самых образовательных процессах, Правила, подписанные Министром регламентируют действия учащихся и их законных представителей. Что теперь дети должны соблюдать?
Первым пунктом установлено, что учащиеся должны быть патриотами. Проявлять это нужно в отношении своей страны, малой родины и собственно учреждения образования, которое посещает ребенок. В Кодексе об образовании указано, что одной из важных задач воспитания является именно гражданско-патриотическое направление.
Второй пункт соответствует нормальным этическим нормам, а также обязанностям учащегося из Кодекса в статье 32. Учащийся должен быть вежливым, доброжелательным со всеми участниками образовательного процесса. Добавили еще честность и искренность, которую ждут от детей. Шестой пункт, кстати, очень перекликается со вторым, он говорит об уважительном отношении учащегося ко всем участникам образовательного процесса и членам семьи. И это есть не только в Кодексе, но и вытекает из Конституции нашей страны. Сюда же можно отнести и девятый пункт, который призывает с уважением относиться к религиозным и национальным чувствам.
Третий пункт говорит о том, что нужно активно участвовать в общественной жизни школы. И, наконец, четвертый призывает добросовестно учиться и стремиться максимально получить знания и прочее образовательные блага. Этот пункт тоже совсем не новый – все прописано в Кодексе об образовании.
Пятым пунктом детям напоминают, что они должны выполнять и эти правила, и правила учебного заведения. Это, к слову, тоже вытекает из пунктов, установленных Кодексом.
Самые интересные, но тоже не новые – пункты №№7, 8, 10. Здесь оговорено, что учащийся должен выполнять требования учителей и родителей по пользованию гаджетами и интернетом. В общем, детям в очередной раз напоминают, что они обязаны слушать своих законных представителей, что установлено и Кодексом о браке и семье, и Конституцией. Про пользование мобильными устройствами в школах, прописано в правилах учебных заведений, а обязанность слушать учителя есть в Кодексе об образовании. Так и хочется сказать – обложили. Но на самом деле, современные дети и подростки серьезно забывают, что ответственность за их воспитание лежит на родителях, что до 18 лет им необходимо слушать старшее поколение и учиться, как минимум, договариваться с ним.
Восьмой пункт о наболевшем – деловой стиль одежды. Набившее оскомину требование, которому никак не хотят внять школьники. Однако раз не хотят соблюдать правила внутреннего распорядка учебных заведений подчиняясь только этому документу, вынесем этот пункт в десятку важных. Кстати, изменения в Кодекс об образовании также предусматривают внесение статьи про деловой стиль.
Десятый пункт, казалось бы, такой простой и понятный, но почему-то игнорируемый многими детьми. На самом деле чуть ли не дословно повторяет пункт статьи 32 из Кодекса об образовании: «Бережно относиться к имуществу учреждения образования, поддерживать чистоту и порядок в учреждении образования и на его территории». Собственно, за порчу имущества и вовсе могут ответить родители рублем, это уже даже из другого Кодекса об административных правонарушениях.
Таким образом, в правилах только пара пунктов, напрямую не пересекается с другими существующими документами и законами. В случае с родителями все немного сложнее. Кодекс об образовании не сильно касается обязанностей родителей. Они, конечно, есть в Кодексе о браке и семье, но все же не имеют ту направленность, которая характерна для новых правил. Кстати, про родителей почти нет речи и в правилах внутреннего распорядка школы, потому что обычно законные представители остаются за ее порогом.
Так, о чем же новый документ для этой категории участников образовательного процесса?
Первые три пункта напрямую касаются обязанностей родителей, как родителей – воспитывать, обеспечивать участие ребенка в образовательном процессе, выполнять то, что должны, быть примером для детей и создавать условия для учебы и развития. Четвертый пункт напоминает законным представителям, что они отвечают за то, как их чадо выполняет все установленные правила и нормы. Далее родителям предлагается быть доброжелательными с учителями, не конфликтовать, а наоборот, сотрудничать. Также нужно способствовать созданию благоприятного климата среди учащихся и родителей.
К соблюдению этических норм, уважительному отношению в том числе и с религиозной и национальной стороны призывает восьмой пункт. Кстати, делается упор и на то, что это все касается в том числе и интернет-пространства. Оговаривается, что родители должны внешним видом, культурой общения быть примером для детей. А последний десятый пункт правил призывает развивать свои психологические и педагогические компетенции. Каким образом это делать, пока не понятно. Вероятно, во взаимодействии с учителями.
Что мы имеем?
Четко прописанные правила, во многом пересекающиеся с уже существующими законами и документами. С одной стороны, неплохо, что это структурировали, но можно было бы оформить выдержками из существующих законов, чтобы повышать правовую грамотность населения. С другой стороны никому из участников образовательного процесса, вероятно, не совсем понятно, а как это все будет регулироваться. Какие рычаги воздействия есть у образования, чтобы требовать неукоснительного соблюдения правил? Как проверить некоторые пункты, и как понять, одинаково ли участники образовательного процесса понимают некоторые абстрактные понятия? Пока что эти вопросы остаются открытыми.