Только завершились распродажи в рамках «Черной пятницы», а уже есть интересные результаты. Белорусы покупали на Wildberries в этот период больше товаров на 48%, чем в ноябрьские дни прошлого года. В общей статистике доля продаж через интернет значительно подросла в последние годы.
В 2023 году онлайн-торговля составила 8,1% от всего оборота, но это не предел. За пять лет этот показатель поднялся с 3%. 2024 год, судя по всему, добавит еще несколько процентов к этому показателю. Всего в мире продажи через интернет за прошлый год составили более 22%, в России – 19%. Практика показала, что постепенно все большее число товаров приобретается онлайн.
Через интернет больше покупают непродовольственные товары. В прошлом году около 90% всех продаж касались именно такой продукции. Если смотреть по категориям, то наиболее популярна у белорусов одежда. В прошлом году ее купили на 1,6 млрд долларов. На втором месте косметические средства и парфюмы, на третьем автозапчасти. Затем идут электроприборы, строительные материалы и мебель.
Продукты онлайн покупают значительно меньше. Общая сумма приобретений для употребления внутрь составила чуть больше 350 миллионов рублей.
Общая тенденция во всех интернет-покупках – купить подешевле. Так на акциях приобретается 7 из 10 товаров. И, конечно, дни массовых скидок имеют большое значение. В период «Черной пятницы» всегда наблюдается рост покупательского спроса. Но если в 2023 году на Wildberries заметили всплеск приобретений на 38%, то в этот ноябрь продажи увеличились на целых 48%. Последние дни ноября – это период приобретения первых подарков к Новому году. Маркетплейс заметил, что одними из самых популярными в этом году стали свечи. Интерес к ним вырос на целых 85%. А еще наши соотечественники активно покупали мебельные ткани, медиаплееры, принтеры и спортивные комбинезоны.
Вообще в период распродаж повысились продажи косметики, одежды, белья и товаров для праздника. Эти товары были в лидерах. Но интерес был и к мобильным телефонам, игрушкам, канцелярским позициям и продуктам питания.
Сотрудники маркетплейса заметили интерес покупателей к белорусским товарам. В дни распродаж граждане Беларуси поддержали отечественного производителя и увеличили объемы реализации на 65%. В других странах тоже интересовались нашими брендами, особенно Кыргызстан создал ажиотаж, увеличив продажи на целых 74%.
А вот и лидер среди белорусских товаров – гель для уборки! Никто не ожидал, а интерес к нему вырос аж в 33 раза. То ли реклама, то ли хорошая скидка. А может именно о таких подарках мечтает народ? Впрочем, детские каталки от «Полесья» и другие товары тоже хорошо расхватывали. Среди популярных брендов Беларуси еще можно выделить «Марк Формель» и «Белорусский лен».
Интересно, что Международное агентство социальных и маркетинговых исследований, выяснило, что приложение Wildberries входит в пятерку самых популярных и обогнало даже ТикТок. Кстати, услугами маркетплейса на данном этапе хоть раз в году пользовался 91% опрошенных. Еще три года назад этот показатель лишь слегка превышал 30%. Но не Wildberries единым живут наши белорусы. В тройку популярных приложений для онлайн-покупок вошли 21 век и Ozon. Первому досталось 57% опрошенных пользователей, а второму – 51%. Причем у первого в 2021 году было всего 17% пользователей, а у второго 9%. Так что рост заинтереснованных людей очень большой.
На сегодняшний день в Беларуси зарегистрировано более 30 тысяч онлайн-площадок, где можно приобрести товары оптом и в розницу.
В этом году было внесено много изменений в законодательство в области онлайн-торговли. Если сказать точнее, то в целом наконец-то были прописаны все моменты и определения, которые касаются продаж через интернет. И это важный шаг для дальнейшего развития этой области. В перспективе онлайн-торговля вероятно станет ведущей во всех областях. Сегодня же белорусы менее всего готовы доверять удаленному выбору при покупке продуктов.
Удаленный рынок продолжит развиваться, в этом уверены эксперты, а государственные органы прогнозируют рост доходов с интернет-площадок. Можно отметить, что среди тенденций особенно выделяются маркетплейсы, за счет возможности выбрать все в одном месте и сравнить цены. Это намного удобнее, чем заказывать все у разных продавцов и следить за доставками по разным каналам. Среди обратного тренда – уютные, почти домашние площадки в социальных сетях. Это как большой ТЦ и атмосферная ремесленная лавочка. Когда нужно купить много и всякого, никто не отправиться в маленький магазинчик. А если нужен особый подход и приятное общение в комфортном пространстве, а за одно и эксклюзивный товар, то тут будут искать что-то небольшое и оригинальное.
Интернет-магазины обладают рядом преимуществ, которые влияют на покупательский спрос: