В 2024 году международный аэропорт Витебск отметил свое 90-летие. Торжественное собрание и праздничный концерт во Дворце культуры железнодорожников объединили почетных гостей, сотрудников аэропорта и его руководителя, Сергея Руриса, чей вклад в развитие организации насчитывает почти 40 лет. Лучшие работники были награждены грамотами, благодарственными письмами и получили заслуженные слова признания за свой профессионализм и преданность делу. Обо всех подробностях вам расскажет корреспондент 024.by.
Аэропорт Витебск, занимающий второе место по значимости в Беларуси, представляет собой ключевой элемент транспортно-логистической инфраструктуры не только северного региона, но и всей страны. Его роль выходит далеко за рамки регионального значения и оказывает существенное влияние на экономическое развитие Беларуси, облегчая транспортные потоки и стимулируя туризм. Это подчеркнул в своем поздравлении глава Витебщины Александр Субботин. Он отметил важность аэропорта для региона и выразил надежду на его дальнейшее процветание и развитие.
Девяностолетний юбилей – это повод подвести итоги и оценить масштаб достигнутого. За эти годы аэропорт прошел путь от небольшого регионального аэродрома до современного международного аэропорта, способного принимать широкий спектр воздушных судов. Каждое поколение внесло свой вклад, модернизируя техническую базу, расширяя инфраструктуру и совершенствуя качество обслуживания.
В своем выступлении Александр Субботин особо отметил значительные преобразования, произошедшие в аэропорту в текущем году. Они коснулись как внешнего облика, так и внутренней инфраструктуры. Были модернизированы залы ожидания, обновлено оборудование, улучшены системы безопасности и комфорта для пассажиров.
В планы по дальнейшему развитию входят расширение взлетно-посадочной полосы, увеличение пропускной способности, внедрение новых технологий в области управления воздушным движением и обеспечения безопасности полетов. Эти проекты нацелены на повышение эффективности работы, улучшение качества обслуживания и расширение географии авиасообщения.
Она началась в 1934 году с открытия небольшого аэродрома «Южный» на южной окраине Витебска, в районе нынешней улицы Чкалова. Этот первоначальный аэропорт, по меркам того времени, представлял собой относительно примитивную площадку, способную принимать лишь легкие самолеты.
Взлетно-посадочная полоса была грунтовой, а инфраструктура – минимальной. Тем не менее, даже в таком виде он сыграл важную роль в развитии региональной авиации, обеспечивая связь Витебска с другими городами Советского Союза. Масштабы перевозок были скромными, поскольку авиаперелеты тогда предназначались лишь для ограниченного круга лиц.
Однако развитие авиации требовало более современной инфраструктуры. В 1978 году было принято решение о строительстве нового аэропорта в районе деревни Вороны, в 11 километрах от города. Это событие стало поворотным моментом в истории Витебского аэропорта. Переезд позволил значительно увеличить пропускную способность и обеспечить возможность приема более крупных и современных самолетов.
Строительство нового аэропорта «Витебск» заняло несколько лет и включало создание современной взлетно-посадочной полосы с твердым покрытием, терминала для пассажиров, рулежных дорожек, систем обеспечения навигации и связи. Уже в 1977 году аэродром был введен в эксплуатацию, а в 1978 году выполнен первый технический рейс на Ан-24.
В советский период аэропорт Витебск осуществлял рейсы в различные города СССР: Москву, Киев, Одессу, Минск, Ленинград (Санкт-Петербург), Сочи, Калининград и Свердловск (Екатеринбург). Следует отметить, что регулярное авиасообщение было нестабильным. В разные периоды существовали как регулярные, так и чартерные рейсы, их количество и направления зависели от потребностей пассажиропотока и экономической ситуации.
Распад Советского Союза привел к значительному сокращению авиасообщения. Регулярные рейсы были практически прекращены, и аэропорт переживал сложный период. В этот период основным источником дохода стали чартерные рейсы, которые осуществлялись в основном в летний период и обслуживали туристические потоки. Однако, перспективы были неопределенными.
В августе 1996 года аэропорту был присвоен статус международного, что стало свидетельством признания его значимости и потенциала. В период с 1996 по 1998 годы он активно развивал чартерные направления, предлагая пассажирам рейсы в Индию, Турцию, Чехию, Финляндию и другие страны. Это способствовало некоторому улучшению финансового состояния и развитию региональной туристической отрасли.
В 2000 году аэропорт стал частью «Белаэронавигации», что обеспечило ему доступ к дополнительным ресурсам и поддержку со стороны государства. В результате, он смог модернизировать свою инфраструктуру и расширить спектр услуг.
Сейчас Витебский аэропорт принимает различные типы воздушных судов, в том числе и достаточно крупные. Его пропускная способность составляет до 150 пассажиров в час. Основные направления деятельности – это чартерные рейсы в популярные туристические регионы, такие как Турция и Египет, а также выполнение заказных полетов бизнес-класса и грузовых перевозок.
В настоящее время Витебский аэропорт продолжает развиваться. Перед ним стоят задачи по увеличению пассажиропотока, привлечению новых авиакомпаний и расширению географии полетов. Несмотря на все трудности, аэропорт прошел долгий путь от небольшой грунтовой площадки до современного воздушного комплекса, обеспечивая связь Витебска с миром и способствуя развитию региона.