На карте Беларуси стало на один населенный пункт меньше: упразднена деревня Высоты, расположенная в Первомайском сельсовете Городокского района Витебской области. Какие еще деревни исчезли с лица земли и в чем причины, а также о различиях в уровне жизни городского и деревенского жителя и о государственных мерах по развитию сельской инфраструктуры, вам расскажет корреспондент 024.by.
Деревня Высоты, где проживало около 40 человек, располагалась на холмах, окруженных лесами. Но это не единственный населенный пункт, который пропал с карты Витебщины в этом году. В Поставском районе была упразднена деревня Тарасовка, находившаяся в Юньковском сельсовете.
В прошлом году в северном регионе перестали существовать шесть деревень: четыре в Верхнединском районе и две в Толочинском. А по всей Беларуси в 2023-м упразднили 12 географических объектов. Из них шесть – это сельсоветы, в которых деревни были переданы в другие административные единицы.
К сожалению, такая ситуация наблюдается не только в последние годы, но и на протяжении десятилетий. В 2022-м прекратили существование 16 сельсоветов и 29 хуторов, поселков и деревень. В 2021-м исчезли 2 сельсовета, 19 деревень и поселков. А в 2020-м – 15 деревень и поселков. За недавние годы в Беларуси упразднено около 400 деревень. Это повлияло на жизнь более 300 тысяч человек, что эквивалентно населению такого областного центра, как Брест.
Основные причины – миграция населения в более крупные города в поисках лучших условий жизни и работы, а также естественное старение населения в сельских районах. Многие деревни, которые когда-то были полны жизни, теперь пустуют, и это приводит к упадку инфраструктуры: школы, магазины и медучреждения закрываются, а дороги становятся заброшенными.
На 1 января 2024 года в стране насчитывается 115 городов, 85 поселков городского типа и 22.991 сельский населенный пункт, которые распределены по 6 областям и 118 районам. Всего в Беларуси проживает около 9.156.000 человек.
Интересно, что количество городов в стране остается стабильным на протяжении последних лет. Например, в 2012 году в Беларуси было 115 городов, и с тех пор это число не изменилось. Данное обстоятельство даже отразилось на названии объединенной диспетчерской службы всех систем жилищно-коммунального хозяйства страны (115.бел).
А вот количество поселков городского типа (пгт) уменьшается. Если в 2012 году их было 92, то к 2024 году это число сократилось до 85. Некоторые пгт понизили свой статус и стали агрогородками, что также указывает на процесс разукрупнения населенных пунктов.
В сельской местности также наблюдается тенденция к сокращению. В 2012 году в стране было 23.389 деревень, в 2016 году – 23.201, а к 2024 году их осталось 22.991. Таким образом, за последние 13 лет количество деревень сократилось на 398, хотя 7 новых населенных пунктов были добавлены в список, понизившись в статусе с пгт до деревни.
За последние десять лет, помимо общей тенденции к укрупнению сельских поселений и консолидации ресурсов, наблюдается создание новых, пусть и немногочисленных, постоянных поселений. В 2022-м появился хутор Жаровка на Гомельщине, в 2017-м – поселок Дачный под Минском и деревня Станция Закрутин на Брестчине; 2016-й ознаменовался появлением хутора Дисненский Рубеж на Витебщине; в 2014-м возникли поселок Восток под Минском, агрогородок Крупец в Гомельской и деревня Губеничи в Минской областях.
За последние тридцать лет количество людей, проживающих в белорусских деревнях, сократилось на треть: с 3,3 миллионов в 1994-м до 1 957 700 человек на начало 2024-го. Это означает, что за каждый год убывало в среднем более 40 тысяч сельских жителей.
Темпы сокращения в последнее десятилетие ускорились: за 10 лет (с 2014 по 2024 гг.) потеряно 290 тысяч человек, а за 20 лет – 840 тысяч. Такая стремительная депопуляция приводит к опустошению целых деревень, превращению их в призрачные поселения, и несет за собой серьезные социальные и экономические последствия для всей страны.
Главной причиной массового оттока населения из сельской местности является значительная разница в качестве жизни между городом и деревней. Уровень бедности в сельской местности вдвое выше, чем в городах. Это обусловлено несколькими факторами.
Во-первых, низкие заработные платы в сельском хозяйстве, несмотря на государственную поддержку некоторых отраслей, не обеспечивают достойного существования. Во-вторых, отсутствие достаточного количества высокооплачиваемых рабочих мест вне сельскохозяйственного сектора.
В-третьих, неразвитая инфраструктура, включая плохие дороги, недостаток качественных медицинских и образовательных услуг, лишает село привлекательности для молодого поколения. Недоступность высокоскоростного интернета и современных коммуникаций также играет существенную роль, ограничивая доступ к информации, образованию и удаленной работе. Усугубляет ситуацию и демографический фактор.
Белстат перестал публиковать данные об ожидаемой продолжительности жизни с 2020 года, но данные 2019-го красноречиво говорят о разнице между городскими и сельскими жителями: 75,2 года в городе против 71,5 года в деревне.
Проблема усугубляется и сокращением числа работников в сельской местности. Из 892,6 тысяч человек трудоспособного населения в селах, фактически работают только 783 тысячи. В 2023 году произошло резкое сокращение числа занятых – на 22,8 тысяч человек, что значительно превышает ежегодное снижение предыдущих лет. Несмотря на это сокращение, уровень безработицы остается низким (3,2% в первом полугодии 2024 года).
На селе наблюдается значительно более высокая доля людей, находящихся за чертой бедности – 6% по сравнению с 2,9% среди городского населения. Если говорить о ресурсах, необходимых для жизни, то среднее домашнее хозяйство в сельской местности располагает на 20% меньшими средствами, чем в городе: 1989 рублей против 2524 рублей.
Важно отметить, что располагаемые ресурсы включают не только денежные доходы, но и такие факторы, как социальные льготы и стоимость продуктов, которые люди могут вырастить самостоятельно. Это подчеркивает, что жизнь в деревне часто требует большей самообеспеченности, чем в городах.
Несмотря на более низкий уровень жизни и большую зависимость от собственных ресурсов, сельские жители получают меньше социальной помощи от государства. Согласно опросу домохозяйств, проведенному Белстатом в 2022 году, средняя семья в деревне получила лишь 128,4 рубля в виде льгот и выплат, тогда как городская семья –193,9 рубля. В Минске эта сумма еще выше – 265,9 рубля.
Что касается расходов, то у сельчан большая доля бюджета уходит на покупку непродовольственных товаров, в то время как на оплату услуг они тратят меньше, чем городские жители. А на налоги отдают больше – 3,3% от доходов, в то время как у горожан этот показатель составляет 2,8%.
Интересно, что сбережения у деревенских жителей тоже меньше – 11,9% от доходов против 13,8% в городе. А на покупку недвижимости они тратят 2,8% своих доходов, тогда как горожане – 5,8%.
В плане питания у жителей деревни наблюдаются свои особенности. В сельской местности больше употребляют хлеба, картофеля и овощей, но меньше молока и фруктов по сравнению с городскими жителями.
По данным, полученным в ходе исследований, несколько видов продуктов деревенские жители полностью обеспечивают за счет собственного производства. Например, 90% картофеля, 70% овощей, 61% яиц и 52% фруктов и ягод они получают с подсобных участков. Это подчеркивает важность самодостаточности в сельской жизни. Однако такие продукты, как молоко, мясо и хлеб, чаще всего покупаются, что также указывает на потребность во внешних ресурсах.
Ежегодный отток населения из среднестатистического района Беларуси, насчитывающего 8-10 тысяч экономически активных граждан, составляет, по данным Белстата, от 300 до 400 человек. Эта тревожная тенденция была озвучена Главой Администрации Президента Дмитрием Крутым на заседании Президиума Всебелорусского народного собрания (ВНС).
Для решения проблемы разработан проект указа, который кардинально меняет роль председателей районных исполнительных комитетов, возлагая на них основную ответственность за развитие своих регионов. Главная задача – не просто замедлить, а полностью остановить отток экономически активного населения, обеспечив привлекательные условия для жизни и работы на местах.
Проект указа предусматривает трехступенчатый план действий:
Первый этап фокусируется на немедленном восстановлении и модернизации важных элементов местной инфраструктуры и сервисного обслуживания. Речь идет о возрождении районных агросервисов, строительных мехколонн, служб сельскохозяйственной химии, организаций по обслуживанию доильных установок, фирм, занимающихся бурением скважин и обеспечением топливом. Запуск этих служб крайне важен для обеспечения бесперебойной работы сельскохозяйственного сектора и других отраслей экономики района.
Второй этап нацелен на модернизацию аграрного сектора. Предполагается консолидация мелких хозяйств путем их объединения с более крупными и успешными предприятиями района. Параллельно планируется решение проблемы ветхого жилья в сельской местности путем реализации программ по капитальному ремонту и строительству новых зданий. Важным аспектом является эффективное использование земельных ресурсов – вовлечение неиспользуемых земель в сельскохозяйственный оборот.
Третий этап сосредоточен на работе с экономически неактивным населением района. Планируется создание новых программ переподготовки и повышения квалификации, развитие малого и среднего бизнеса, программы поддержки предпринимательской инициативы.
Реализация этого трехуровневого плана предполагает тесное взаимодействие между райисполкомами, министерствами и ведомствами, местными предприятиями и населением. Успех затеи зависит от эффективной координации действий и высокой степени ответственности участников процесса.