100 RUB НБРБ 3.7627
+0.0212

USD НБРБ 2.8957
-0.013

EUR НБРБ 3.3814
-0.0061

10 CNY НБРБ 4.093
-0.0208

100 RUB НБРБ 3.7627
+0.0212

USD НБРБ 2.8957
-0.013

EUR НБРБ 3.3814
-0.0061

10 CNY НБРБ 4.093
-0.0208

Лучший курс на сегодня

USD
2.3
EUR
3.3
RUB
100
3.2

Детские кризисы: навигация по бушующему морю развития

53

Детство – это не только беззаботные игры и сладкие сны. Это период бурного развития, сопровождающийся периодическими кризисами – сложными эмоциональными и поведенческими изменениями, связанными с переходом на новый этап психологического созревания. Понимание природы этих кризисов поможет родителям не только пережить их с меньшим стрессом, но и помочь ребенку успешно преодолеть трудности и гармонично развиваться. Обо всех подробностях вам расскажет корреспондент 024.by.

детские кризисы Фото носит иллюстративный характер

Что такое возрастной кризис

Это качественный скачок в развитии ребенка, характеризующийся глубокими изменениями в его психике, поведении и отношениях с окружающими. Это период интенсивного роста и трансформации, своего рода переломный момент, необходимый для перехода на новую ступень развития.

Важно подчеркнуть: кризис – это не патология, а естественный, закономерный этап, подобный метаморфозе бабочки. Он сопровождается борьбой старого и нового, противоречиями и необходимостью адаптации к изменяющимся условиям жизни.

Проявления кризиса разнообразны и зависят от возраста, индивидуальных особенностей ребенка и социокультурного контекста. Они могут варьироваться от легкого беспокойства и капризов до ярко выраженного негативизма, агрессии, тревожности, страхов, депрессивных состояний, снижения успеваемости и проблем в общении со сверстниками и взрослыми. Однако умелое руководство взрослых, понимание причин кризисного состояния и своевременная поддержка помогают ребенку успешно преодолеть этот этап.

Возрастная лестница периодизации Э. Эриксона

Эрик Эриксон, известный психолог, предложил свое видение развития личности, разделив жизненный путь на восемь стадий, каждая из которых характеризуется своим специфическим кризисом:

  • Доверие vs. недоверие (0-18 месяцев) – основа для будущих отношений. Это фундаментальный этап, закладывающий основу для всех последующих взаимоотношений. Ребенок учится доверять миру и людям, основываясь на своем опыте взаимодействия с основными фигурами привязанности.
  • Автономия vs. сомнение и стыд (2-3 года) – развитие самостоятельности. Этот период характеризуется бурным развитием двигательных навыков и стремлением к независимости. Ребенок начинает ходить, говорить и стремится делать все сам. Важно поддерживать его инициативу, не ограничивая в исследовательской деятельности.
  • Инициатива vs. вина (3-5 лет) – формирование целеустремленности. В этом возрасте ребенок активно проявляет инициативу, задает множество вопросов, имитирует взрослых, придумывает игры и сюжеты. В этот период особенно важна положительная оценка его деятельности, даже если она не совершенна.
  • Трудолюбие vs. чувство неполноценности (6-11 лет) – развитие навыков и способностей. Успехи в учебе и внеклассных занятиях способствуют формированию чувства компетентности и самоуважения. Неудачи и критика со стороны взрослых и сверстников могут привести к чувству неполноценности и отсутствию уверенности в себе.
  • Идентичность vs. ролевая неопределенность (12-18 лет) – это кризисный период поиска себя, своих ценностей и места в мире. Подростки экспериментируют с разными ролями, ищут свои интересы и убеждения. Поддержка со стороны родителей и близких, понимание и терпимость важны для формирования здоровой идентичности. Неспособность найти свое место в жизни может привести к ролевой неопределенности, потере себя и депрессии.
  • Интимность vs. изоляция (19-40 лет) – формирование близких отношений, способность к любви и доверию. Успех на этом этапе заключается в способности построить глубокие и доверительные отношения: как романтические, так и дружеские. Неспособность к близости может привести к чувству изоляции, одиночества и трудностям в общении.
  • Забота о других vs. застой (40-65 лет) – этот период связан с желанием внести свой вклад в общество, воспитывать детей, заботиться о близких людях. Успешное преодоление этого кризиса приводит к чувству удовлетворения и реализации себя как личности. Неспособность к заботе, эгоизм и сосредоточенность только на себе могут привести к чувству застоя и неудовлетворенности жизнью. Этот этап часто связан с профессиональной реализацией и достижением определенных высот в своей деятельности.
  • Интеграция vs. отчаяние (65+) – на этом этапе человек оценивает свою жизнь, подводит итоги. Чувство удовлетворенности и принятия своей жизни приводит к интегрированности. Ощущение недоделанности, жаль о нереализованных возможностях и ошибках может привести к чувству отчаяния.

Мы подробнее рассмотрим некоторые детские кризисы, опираясь на эту модель.

детские кризисы
Фото носит иллюстративный характер

Кризис новорожденности (0-3 месяца)

Этот период характеризуется адаптацией ребенка к внеутробной жизни. Наблюдается нестабильность работы многих систем организма: сон-бодрствование, пищеварение, терморегуляция.

Ребенок еще не осознает себя как отдельную личность, его мир – это удовлетворение базовых потребностей (сон, еда, тепло). Нарушение этих потребностей приводит к плачу и беспокойству.

Родителям важно обеспечить ребенку максимальный физический и эмоциональный комфорт: частые прикладывания к груди, тесный контакт «кожа к коже» или «кенгуру-метод», спокойная атмосфера. Важно реагировать на плач, понимая, что это его единственный способ общения. Результат кризиса – укрепление нервной системы, формирование привязанности к родителям, начало осознания себя как отдельного существа.

Кризис первого года (1-1.5 года)

Ребенок начинает осваивать пространство и себя в нем: учится активно ползать, ходить, развивается мелкая моторика. Происходит интенсивный рост и развитие всех органов и систем.

Формируется «Я-концепция» – ребенок начинает осознавать свою автономность. Появляется негативизм, капризы, протесты, а также первый страх разлуки с матерью. Родителям важно понимать стремление к самостоятельности и поддерживать, не подавляя инициативу.

Важно создавать условия для независимой деятельности, позволять ребенку делать выбор (в разумных пределах), терпеливо реагировать на негативизм, не заставлять, а направлять. Развивать мелкую моторику с помощью игрушек. Результат кризиса – развитие самостоятельности, уверенности в себе, расширение кругозора, начало развития речи.

Кризис трех лет (3 года)

Ребенок осознает себя как личность и часто говорит: «Я сам!». Это период активного утверждения «Я», проявления упрямства, агрессии, капризов. Завершается формирование основных функций организма. Наблюдается усиление двигательной активности. Также появляются детские страхи (темноты, монстров). Ребенок может манипулировать родителями, кусаться, бить окружающих.

Важно сохранять терпение, устанавливать четкие границы, давать ребенку выбор в незначительных вещах. Развивайте у него связную речь и воображение. Помогайте справляться с агрессией, показывая пример спокойного поведения и предлагая альтернативные способы выражения эмоций (рисованию, лепку).

Объясняйте причину запретов, не прибегайте к наказаниям. Помогать справляться со страхами, разговаривая о них и используя игры. Результат кризиса – формирование чувства инициативы и самостоятельности, расширение социальных контактов.

Кризис семи лет (6-7 лет)

Связан с поступлением в школу. Происходят изменения в работе нервной системы, повышается умственная активность. Ребенок готовится к школьному обучению, развивается самооценка, появляются новые социальные контакты. Возможен возврат к негативизму, появление новых страхов и тревог, а также трудностей в общении со сверстниками и конфликтность в отношениях с родителями. Особенности: Повышенная чувствительность, тревожность, неуверенность в себе.

Важна поддержка родителей, помощь в адаптации к школе и новому коллективу, понимание эмоциональных нужд ребенка. Ограничение времени, проведенного за гаджетами, важно для развития социальных навыков.

Результат кризиса – успешное поступление в школу, формирование школьных навыков, развитие способностей к обучению, формирование чувства трудолюбия и компетентности.

Подростковый кризис (11-18 лет)

Наиболее сложный период, связанный с гормональными перестройками и поиском собственной идентичности. Проявляется в изменениях настроения, конфликтах с родителями, проблемах в общении со сверстниками, экспериментировании с рискованным поведением. В этот период происходит формирование взрослой личности, поиск своего места в жизни, проблемы самоидентификации, протест против родителей и авторитетов.

Родителям важно сохранять диалог, показывать понимание, поддерживать ребенка в его стремлении к самостоятельности, но при этом устанавливать четкие границы. Важно создавать атмосферу понимания и доверительных отношений, не давить на него.

детские кризисы
Фото носит иллюстративный характер

Подростковая агрессия может быть следствием многих факторов – гормонов, социальной неадаптированности, психологических травм. В сложных случаях необходима помощь специалиста. Результат кризиса – формирование собственной идентичности и готовности к взрослой жизни.

Детские кризисы – неизбежная часть развития. Понимание их природы и особенностей поможет родителям не только пережить этот период с меньшим стрессом, но и направить развитие ребенка в положительное русло. Однако, если вы наблюдаете у ребенка тяжелые и длительные проявления кризисных симптомов, не бойтесь обратиться за помощью к специалисту – детскому психологу или психиатру. Профессиональная поддержка поможет вам и вашему ребенку преодолеть сложности и сделать этот период времени периодом роста и развития.

Вас также могут заинтересовать другие новости общества:

Наш канал в Telegram и Дзен Присоединяйтесь к нам! Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот.

Последние новости

Для обеспечения удобства пользователей сайта используются cookies.
Принять
Отказаться