Скоро в Беларуси начнется вступительная компания. Абитуриенты начнут искать, куда подавать документы, на кого обучаться. Для тех же, у кого уже есть высшее образование, есть масса вариантов переподготовки. Сегодня мы расскажем о том, как получить специальность психолога дистанционно. Своим личным опытом обучение в БГПУ им. Танка поделилась читательница.
Получить профессию психолога всегда было моей мечтой. Когда я задумалась о вариантах обучения, одним из них были вечерние курсы в Гомельском университете имени Скорины, что казалось удобным вариантом. Однако, я ориентировалась на специальность «психолог», а это обучение давало специальность «педагог — психолог». К тому же, мне хотелось получить более специализированное образование в области психологии, поэтому я остановилась на Минске.
До этого я рассматривала возможность обучения в Санкт-Петербургском университете Бехтеревой, где предлагались дистанционные курсы по модульному обучению. Это значит, что ты сам проходишь модули в своем темпе, сдавая зачеты. Однако, мне показалось, что диплом с таким форматом обучения не будет столь престижным, а стоимость обучения в Питере может оказаться выше, чем в Минске. В итоге я выбрала Белорусский государственный педагогический университет имени Танка, где была возможность получить психологическое образование с использованием дистанционных технологий.
При поступлении в университет собеседование проходило в достаточно непринуждённой форме. Хотя был предложен список вопросов, основной темой беседы было выяснение, почему я хочу стать психологом и какой вклад смогу внести в общество. При этом начало обучения строилось на гибкой основе — группы формируются по мере набора, и курсы могут начинаться в любое время года. Из-за большой популярности программы группы набираются довольно часто, а занятия проводятся практически каждый день с понедельника по пятницу.
Учебный процесс организован таким образом, что семестры заканчиваются сессией, между ними есть каникулы. Сами занятия идут с 17-18 вечера и до 20-21 часов.
В процессе обучения встречались разные преподаватели. Если преподаватель был ответственным, занятия проходили на высоком уровне: строго следили, чтоб камеры учащихся включались, домашние задания в виде презентаций обязательно проверялись, проводились интерактивные тесты. Однако, если преподаватель не проявлял должного интереса к обучению студентов, можно было практически не подключаться к занятиям.
Что касается получения знаний, то оценить объем теоретической базы было достаточно сложно. Примерно 60% необходимой теории было покрыто, с учётом рекомендованной литературы. Чтение книг и обсуждения их на занятиях не было. В основном преподавались только основные понятия психологии, направления, подходы, школы и течения. Более глубоких знаний о том, как работает то или иное направление, например, как применяется когнитивно-поведенческая терапия или психоанализ, не было получено.
Практические знания и навыки в области психологии также не были представлены. На курсе психологического консультирования был всего один опыт, когда преподаватель предложил сыграть роль психолога и клиента, но обратной связи по этому упражнению не последовало. В итоге, по завершении обучения, у меня остался серьёзный пробел в понимании того, как проводить консультацию психолога, как работать с клиентов, как применять понятие нормы и адаптации.
Как и во многих белорусских вузах, важным элементом учебного процесса является дипломная работа, которая, однако, не отражала реальных практических навыков психолога. Зачастую люди, поступающие на эти курсы, уже имеют одно или несколько высших образований, и для них важнее не столько теоретические знания, сколько практические навыки. В этом отношении система подготовки оставляет желать лучшего.
Организация учебного процесса оставляла определённые неудобства, особенно для тех, кто работает. На собеседовании мне сообщили, что для сдачи экзаменов нужно будет приезжать в Минск. Если экзамены проходят несколько дней подряд, то приходится находиться в столице всё это время. Для работающего человека брать отпуск за свой счёт на 2-3 дня, а затем решать, где остановиться в Минске, — это довольно неудобно. Некоторые преподаватели шли навстречу и разрешали сдавать несколько экзаменов в один день. Однако не всегда удавалось договориться, и порой приходилось ездить в Минск два-три раза в неделю.
Ещё одним неожиданным моментом было то, что зачетные работы также требовали личного присутствия в Минске. Таким образом, если на одной сессии намечалось несколько зачётов и экзаменов, расходы на поездки становились значительными. Учитывая стоимость билетов и жилья в Минске, а также общие затраты на обучение, можно сказать, что общая сумма могла бы не сильно отличаться от стоимости учебы в других городах, например, в Питере.
Если вы серьёзно задумываетесь о том, чтобы стать психологом и имеете финансовую возможность, то обучение в Минске, безусловно, стоит рассматривать как вариант получения начальных знаний. Однако стоит помнить, что психология — это глубокая и требующая значительных усилий область, и профессиональная подготовка в этой сфере, как и сама профессия, может оказаться весьма затратной.