Колядование – это древний славянский обычай, восходящий к дохристианским временам, тесно связанный с зимним солнцеворотом и циклом возрождения природы. О его символике, а также о том, какие традиции существовали, вам расскажет корреспондент 024.by.
Этот праздник отмечал не только астрономический, но и сельскохозяйственный новый период, обещая будущий урожай и благополучие. Период празднования до революции 1917 года охватывал время с 25 декабря по 6 января, соответствуя юлианскому календарю, использовавшемуся православной церковью.
После революции и отказа церкви от перехода на григорианский календарь, празднование Коляды сместилось на период с 7 января по 19 января, сохранив при этом свою глубокую символику и традиционные обряды.
Само наименование праздника имеет языческое происхождение и до сих пор вызывает споры среди исследователей. Наиболее распространенные гипотезы связывают его с древним словом «коло», обозначающим Солнце.
Одна из версий трактует «Коляда» как символическое «поедание тьмы» Солнцем, отражая увеличение светового дня после зимнего солнцестояния и возвращение к свету. Другая версия расшифровывает слово как «кол-яда» – «круговая еда», подчеркивая обрядовое обхождение домов колядующими группами.
Подготовка была тщательной и ответственной. Генеральная уборка дома символизировала очищение жилища от негативной энергии, а новые наряды – обновление и надежду на благополучие в наступившем году. Особое внимание уделялось бане – ритуальному омовению, способствующему физической и духовной чистоте, необходимой для встречи священного праздника. Само событие проходило строго по установленному сценарию.
До вечера 6 января (или 7 января по новому стилю) соблюдался строгий пост. Только после появления первой звезды на вечернем небе начинался праздничный ужин. Особое значение имело сено, которое подкладывали под скатерть – символ обилия и плодородия. В некоторых регионах Беларуси существовал обычай класть туда не только сено, но и другие символы будущего урожая – зерна, орехи, яблоки. Это подчеркивало тесную связь колядования с сельскохозяйственным циклом.
Второй день Коляды – день святого Степана – приобретал более практическое значение. После трудоемкого сельскохозяйственного года хозяева расплачивались с наемными работниками. Этот день был известен необычной традицией: работники имели право высказать все накопленные за год обиды и недовольства. Независимо от статуса, все были равны в этот день, и хозяева были вынуждены выслушать критику. После этого процесса выяснения отношений принималось решение о продолжении сотрудничества или о расторжении договора.
Щедрый вечер (13-14 января), являющийся частью колядного цикла, отличался собственными традициями. Колядки заменялись щедровками – песнями, возвещающими о наступлении нового года и желающими хозяевам богатства и процветания. Часто выбиралась самая красивая девушка – щодра, которая возглавляла процессию колядовщиков.
Одним из самых загадочных аспектов колядных праздников были гадательные обряды. Гадания начинались 6 января, в Сочельник, и продолжались до Щедрого вечера. Только в это время девушки верили, что им откроется завеса будущего.
Способов гаданий было великое множество, передаваемых из поколения в поколение. Одним из распространенных было предсказание с помощью сапожка. Девушка бросала свой левый сапожок через плечо, а направление, в которое был направлен носок, указывает сторону, откуда придет суженый.
Гадали и на иглах: две иглы натирали салом и осторожно опускали в воду. Если они тонули – предвещался неудачный год, а если сходились вместе – девушка в скором времени могла выйти замуж. Гадали также на поленьях, выбирая наугад одно из поленницы. По его форме, размерам и другим признакам определяли характер будущего года: будет ли он богатым на урожай, удачным в личной жизни и т.д. Использовались и другие предметы: зеркала, свечи, кольца, расчески – каждый ритуал имел свою специфику и свои толкования.
Центральным событием празничного цикла являлись колядные обходы. Группы ряженых, часто состоящие из детей и молодежи, переодевались в костюмы различных персонажей – животных, сказочных существ, исторических личностей. Колядовщики обходили дома, исполняя традиционные колядки.
Репертуар был разнообразным: песни, посвященные рождеству Христа (влияние христианской традиции) и восходящие к дохристианским верованиям и обрядам. Тематика была широка – от пожеланий богатства и здоровья до образов мифических существ и событий.
Колядки часто сопровождались танцами, шутками, представлениями и игрой на музыкальных инструментах. Обязательным атрибутом были подарки – обычно сладости, зерно, деньги – символизирующие благополучие и благодарность за гостеприимство. Отказать колядующим считалось плохой приметой, предвещающей неудачу и беды для всего домашнего хозяйства.
Центральным элементом колядования всегда была звезда, изначально символизирующая солнце и его победу над зимой, возвращение света и тепла. С принятием христианства она приобрела новое, библейское значение, ассоциируясь с Вифлеемской звездой, вестницей рождения Христа. Звезда, часто изготовленная из каркаса, обтянутого бумагой или тканью и украшенная блестками и разноцветными лентами, возглавляла праздничную процессию колядовщиков. Ее вел, как правило, самый старший или уважаемый участник.
Наиболее ярким и запоминающимся персонажем была Коза. Ее костюм представлял собой вывернутый наизнанку тулуп или кожух, часто дополненный маской и колокольчиками. Рога из лозы или дерева иногда украшались бумажными цветами или лентами, подчеркивая символизм плодородия и обилия. Поговорка «Дзе Каза ходзіць, там жыта родзіць» точно отражает глубинное значение этого персонажа: Коза – гарант богатства и хорошего урожая.
Танец Козы, часто бурный и задорный, был ключевым моментом колядования. Ее «смерть» и последующее «воскрешение» за щедрые подарки домочадцев подчеркивали цикличность природы и надежду на обновление. За «оживление» Козы колядовщики получали не только пироги и сало («на рожанькі — два пірожанькі, а на хвасточак — сала кусочак»), но и деньги, зерно, яйца – все, что символизировало достаток.
Медведь, часто изображаемый в наряде из вывернутого меха и с маской, символизировал силу, здоровье и плодородие. Его трюки и танцы вызывали восторг и приносили щедрые дары. Кобыла, представляющая процветание, также участвовала в колядовании, за «овес» для своей наездницы получая жалование от хозяев.
Образ Деда часто связывался с духами предков, охраняющими дом и семью. Он был руководителем всего действа, часто водящим Козу. Также встречались более условные персонажи: Аист – символ прихода весны, Доктор – шутливый лекарь, Цыган, Офицер, Ангел и даже Смерть, напоминая о текучести времени и жизни.
На Западном Полесье центральными персонажами были Конь и Всадник, символизирующие силу и мудрость. Восстановленный в Давыд-Городке обряд «Коники» воспроизводит это уникальное представление. В других районах сохранился обычай «Цягнуць Каляду на дубах» – завершающий аккорд колядного цикла. Борону или украшенный сноп соломы затягивали на высокое дерево, веря, что высота «Коляды» пропорциональна будущему урожаю.
В агрогородке Семежево Копыльского района восстановлен уникальный колядный обряд-игра «Цары». Участники, облаченные в белые костюмы и высокие шапки, проходят маршем по улицам, заходя в дома и разыгрывая драматическое действо «Царь Максимилиан». Эта традиция, внесенная в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, свидетельствует о богатом театральном наследии белорусских колядок.
Вечорки – традиционные молодежные посиделки – также были неотъемлемой частью колядных празднований. Здесь исполнялись песни, водились хороводы, и проводились различные игры. Одна из них, «Кот пячы», предполагала приготовление из теста фигуры кота с колбасой вместо хвоста. Она подвешивалась под потолок, и участники должны были откусить кусочек, подпрыгнув. Игра заканчивалась, когда кому-то удавалось сорвать мучного кота.
В наше время колядование продолжает существовать в некоторых регионах Беларуси, хотя и в несколько измененной форме. Этот праздник напоминает о богатом культурном наследии наших предков и о тесной связи человека с природой и циклом жизни. Изучение древних традиций дает уникальную возможность прикоснуться к истокам белорусской культуры, понять глубинные корни и оценить ее удивительную способность к самообновлению через века.