Вчера в первой половине дня прошла церемония торжественного открытия новой части Зеленолужской ветки метро. Строительство длилось 7,5 лет. Александр Лукашенко отметил, что это очень долго.
Как открывали новые станции?
Все долго ждали и уже начали волноваться, что новая часть Зеленолужской линии не будет открыта в этом году. Но как уже случалось не однажды, наши метростроевцы решили сделать подарок минчанам к Новому году.
В первой половине дня на станцию «Аэродромную» прибыл Президент Беларуси. Торжественная встреча, торжественная речь и торжественное вручение символического ключа от новых станций. А потом Александр Лукашенко сказал: «Поехали!»
Главе государства показали все станции и дали отчет о работе, о планах по дальнейшему развитию метрополитена.
А уже в 16 часов все станции были открыты для минчан и гостей столицы. Любой мог стать пассажиром поездов, которые уже не завершали маршрут на «Ковальской слободе», а ехали дальше – к «Аэродромной», а от нее на «Неморшанский сад» и «Слуцкий гостинец».
Как строили второй участок Зеленолужской линии?
Строили долго, «катастрофически долго» — по мнению Президента. Александр Лукашенко отметил, что дальнейшие работы нужно проводить быстрее в два раза. Однако Глава государства в целом остался довольным работой метростроевцев.
Стоимость нового участка метро довольно высокая. Одна станция примерно обошлась в 70 миллионов долларов.
Чтобы строительство продвигалось быстрее, планируется сейчас купить второй специальный проходческий щит. Это позволит строить тоннели метро в два раза быстрее, с двойным-то оборудованием.
Станции строились разными способами, на разном расстоянии, но все три находятся в значимых для города местах. Они действительно должны обеспечить намного лучшее транспортное соединение отдаленных районов Минска с центром.
Что в результате получилось?
Отправляемся на осмотр новой части метро, чтобы сами получить представление об удобстве и оформлении станций.
«Аэродромная» действительно отсылает к полетам. На черном зеркальном небе парят светящиеся ромбы. Особый эффект – отражение их в черной плитке на полу. Это действительно выглядит красиво и современно. При этом станция не перегружена, скамеек для ожидания не так много, никаких лишних элементов.
Определенно, у всех новых станций, как и на всей Зеленолужской линии, есть несомненный плюс – ограждение вдоль платформы. Безопасность пассажиров превыше всего.
«Неморшанский сад» вторая яркая станция на ветке. Если «Юбилейная площадь» отличается броским красным, то новая станция радует зеленым. Это отсылка к «саду» в названии. Широкие опоры оформлены как стволы деревьев, а крона постепенно перетекает на потолок. Выглядит красиво и эффектно. Но при этом достаточно минималистично и современно.
Здесь один выход из метро, но с платформы можно подняться с двух сторон.
Кстати, название у станции непростое – историческое. Когда-то тут находилась вторая Лошица – усадьба имела то же название, что и известная сегодня. Чтобы различать их каждой давалось дополнительное «имя» по фамилии владельца. В определенный период Лошица попала в руки помещика Неморшанского. Около усадьбы, как водится, был сад. Позже постройки постепенно пришли в упадок и в результате были снесены. А сад расширился в советское время, но тоже был уничтожен. Началось строительство нового микрорайона, пришлось пустить деревья под топор. То, что осталось от Неморшанского сада, можно увидеть в больничном сквере.
Последняя станция на ветке «Слуцкий гостинец». Нам она показалась самой простой в оформлении. Никаких особых дизайнерских элементов, все достигается только с помощью цветных ламп. Они создают узор на потолке, который призван отсылать к традициям Беларуси и к слуцким поясам. Не сказать, что все это хорошо улавливается, но выглядит довольно неплохо.
Выход тут только с одной стороны платформы. Эскалатора нет, но он тут и не сильно нужен, ведь станция неглубокая.
Протяженность новой части ветки – чуть больше 4 километров. В общей сложности по Зеленолужской можно сегодня проехать около 7,5 км.
Новые поезда – какие они?
Нам повезло прокатиться в новом составе. Подобные курсируют тут совсем недавно. Те самые, которые были закуплены в этом году специально для третей линии. К слову, предыдущие тоже были неплохими, но все познается в сравнении. Когда пересаживаешься с одного состава в другой, то сразу подмечаешь отличия и то, чем лучше новые вагоны от тех, что выпустили в 2019 году.
Здесь намного удобнее поручни, их больше, держаться можно и в середине ряда сидений, а не только по краям. Есть места для того, чтобы не только комфортно сидеть, но и комфортно стоять. А расстояние между дверями с точностью совпадаем с платформенными. Кстати, сидения тут тоже намного удобнее, видеотабло и экраны – все современное и удобное.
— Это что – телефон заряжать? – Спрашивает пожилой мужчина, явно решивший отправиться в метро на экскурсию. – Хорошо.
Как будет развиваться метро дальше?
В этом отношении ведется активная работа: строительство, проектирование и планирование.
Работа уже ведется по продолжению третьей ветки метро. Новые станции в другую сторону от «Юбилейной площади» мы должны увидеть уже к 2030 году. Впрочем, если строительство ускорят, то кто знает, может быть, все выйдет еще быстрее. Пока что идет проектирование и начинается строительство еще четырех станций.
Всего на зеленой ветке должно быть 14 станций, а длина линии – 16 километров.
Но на этом метростроевцы останавливаться не собираются. Уже сейчас началось проектирование четвертой ветки метро, которая должна повторить Минскую кольцевую автодорогу. Эта ветка будет длиной около 25 км и состоять из 17 станций. Строить собираются начать со стороны Фрунзенского и Московского районов и повести ветку в сторону «Парка Дружбы народов» — той самой станции Зеленолужской линии, которая сейчас на этапе строительства.
Но и это не последняя задача по ближайшему будущему развитию метро. Президент поручил вывести подземку наверх и соединить с ее помощью города-спутники с Минском. Пока этот проект в стадии начального планирования.
А сколько стоит на самом деле метро?
При открытии новых станций с Президентом обсудили и стоимость проезда в метро. Сегодня пассажиры платят 90 копеек, но, как оказалось, полная цена за одну поездку – 2 рубля и 12 копеек. Все остальное погашается из бюджета. Александр Лукашенко отметил, что почти половина – это плохо.
А пока цена на жетончик всего 90 копеек, то стоит поспешить и прокатиться на экскурсию на новые станции, тем более что они действительно очень упрощают сообщение с такими отдаленными районами, как Курасовщина и Минск-Мир. Теперь добраться будет в разы быстрее. Кстати, мы заметили, что на станциях не только любопытствующие. Пассажиров стало на Зеленолужской линии в разы больше.