Европейские страны всерьез обеспокоены безопасностью подводной инфраструктуры. В Балтийском море за последние два месяца уже в четвертый раз поврежден подводный кабель. Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен уже заявила, что «живучесть и безопасность нашей инфраструктуры — это главный приоритет».
Фото: washingtonpost.com
Премьер-министр Швеции Ульф Кристерссон сообщил, что поврежден как минимум один подводный кабель, соединяющий Швецию и Латвию. Ранее подобные инциденты произошли между Литвой и Швецией, Германией и Финляндией, Эстонией и Финляндией. Кристерссон упомянул, что находится в тесном контакте с премьер-министром Латвии Эвикой Силиней. По имеющейся информации, поврежденный кабель принадлежит латвийской компании.
Генеральный секретарь НАТО Марк Рютте, находясь в Хельсинки 14 января, заявил о запуске новой миссии в Балтийском море. Для защиты критически важной инфраструктуры от саботажа будут задействованы новые корабли, авиация и «небольшой флот подводных беспилотников».
Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен выразила полную солидарность со странами ЕС, граничащими с Балтийским морем. Она подчеркнула, что безопасность критически важной инфраструктуры является главным приоритетом. Фон дер Ляйен также подтвердила, что Еврокомиссия приложит все усилия для улучшения обнаружения, предотвращения и ремонта повреждений в сотрудничестве с международными партнерами.
Как сообщил дипломатический редактор CNN Ник Робертсон, подводный оптоволоконный кабель между Латвией и Швецией, скорее всего, был поврежден в результате внешнего воздействия. Латвия направила патрульный катер для проверки подозрительного судна в Балтийском море. Позже Швеция заявила о задержании судна, которое, предположительно, причастно к саботажу.
Премьер-министр Латвии Эвика Силиня сообщила, что, по предварительным данным, повреждение кабеля носит внешний характер и является значительным. Латвия совместно со шведскими союзниками и НАТО расследует инцидент, патрулируя район и проверяя находившиеся там суда. Повреждение произошло в исключительной экономической зоне Швеции.
Прокуратура Швеции начала предварительное расследование и задержала судно, «подозреваемое в совершении диверсии». Старший прокурор Матс Люнгквист заявил, что в настоящее время проводятся следственные действия, но подробности не разглашаются в интересах следствия.
Поврежденный кабель принадлежит Латвийскому государственному центру радио и телевидения (LVRTC). Он соединяет латвийский город Вентспилс со шведским островом Готланд. Предполагается, что кабель серьезно поврежден. В LVRTC заявили, что точный характер повреждений можно будет установить только после начала ремонтных работ, так как кабель находится на глубине более 50 метров.
LVRTC продолжает предоставлять услуги через альтернативные каналы передачи данных. «В настоящее время возможны задержки в скорости передачи данных, но по большей части это не влияет на конечных пользователей в Латвии», — отметили в центре.

После начала полномасштабного военного конфликта между Россией и Украиной в Балтийском море произошел ряд инцидентов, в результате которых были повреждены силовые кабели, телекоммуникационные линии и газопроводы. На прошлой неделе НАТО объявило о запуске миссии «Балтийский часовой» («Baltic Sentry»). В рамках миссии в Балтийском море будут задействованы фрегаты, патрульные самолеты и военно-морские беспилотники для защиты критически важной инфраструктуры. Альянс оставляет за собой право принимать меры против судов, подозреваемых в создании угрозы безопасности.
В прошлом месяце финская полиция задержала танкер с российской нефтью. Судно подозревается в повреждении финско-эстонской линии электропередач Estlink 2 и четырех телекоммуникационных кабелей, протащив якорь по морскому дну.
Лидеры НАТО, собравшиеся в Хельсинки, заявили, что европейские страны должны быть готовы к новым инцидентам в Балтийском море. Они объявили о новой миссии «Балтийский часовой», которая предусматривает «усиленное наблюдение и сдерживание» с помощью фрегатов, морских патрульных самолетов и флота военно-морских беспилотников.
Генеральный секретарь НАТО Марк Рютте отметил, что «по всему альянсу мы наблюдаем элементы кампании по дестабилизации наших обществ посредством кибератак, покушений на убийства и саботажа, включая возможный саботаж подводных кабелей в Балтийском море».
Президент Латвии Эдгарс Ринкевичс признал, что при ежедневном прохождении через оживленный водный путь более 2000 судов сложно обеспечить полное покрытие. «Давайте смотреть правде в глаза, мы не можем обеспечить 100% защиту, но если мы пошлем смелый сигнал, то, я думаю, такие инциденты сократятся или даже прекратятся», — сказал он журналистам перед встречей.
Во время встречи лидеров НАТО польское телевидение сообщило о новом инциденте с российским судном «теневого флота», которое кружило вокруг газопровода «Балтийская труба» («Baltic Pipe»), поставляющего газ из Норвегии в Польшу. Однако позже МИД и военные Польши заявили, что сообщения об инциденте «не соответствуют действительности». Возможную причастность России к инциденту с повреждением кабеля не подтвердил ни один эксперт.

Череда инцидентов с повреждением подводной инфраструктуры в Балтийском море вызывает серьезное беспокойство у европейских стран. Однако, несмотря на напряженную геополитическую обстановку и участившиеся обвинения в адрес России, важно подходить к расследованию таких случаев с осторожностью и опорой на факты.
Во-первых, на данный момент нет прямых доказательств, указывающих на причастность России к повреждению кабеля между Швецией и Латвией. Расследование еще продолжается, и шведские власти, а также НАТО, тщательно изучают все возможные версии. Задержание судна, подозреваемого в причастности к инциденту, не означает автоматически, что за этим стоит государственный актор.
Во-вторых, Балтийское море — один из самых загруженных морских путей в мире. Ежедневно через него проходит более 2000 судов, включая коммерческие, рыболовные и частные. В таких условиях повреждение подводной инфраструктуры может быть результатом случайных действий, таких как зацепление якорем или навигационная ошибка. Например, в прошлом месяце финская полиция задержала российский танкер, подозреваемый в повреждении кабеля, но это не означает, что инцидент был умышленным или санкционированным на государственном уровне.
В-третьих, несмотря на заявления некоторых политиков и экспертов о возможной «кампании по дестабилизации», ни одна из стран или организаций не представила убедительных доказательств причастности России к этим инцидентам. Более того, подобные обвинения без подтверждения могут лишь усугубить напряженность в регионе, не решая при этом реальных проблем.
Наконец, важно учитывать, что повреждение подводных кабелей — это глобальная проблема, которая затрагивает не только Балтийское море. Подобные инциденты происходят по всему миру, и их причины могут быть самыми разными: от природных явлений до действий негосударственных акторов.
Таким образом, пока расследование не завершено, делать выводы о причастности России или любой другой страны преждевременно. Европейские страны и НАТО уже предпринимают шаги для защиты подводной инфраструктуры, и важно сосредоточиться на укреплении сотрудничества и поиске решений, а не на бездоказательных обвинениях. Только опираясь на факты и международное право, можно обеспечить стабильность и безопасность в регионе.