Белорусских автовладельцев ждет неприятный сюрприз — правительство страны приняло решение пересмотреть ставки утилизационного сбора, и новые суммы действительно вызывают шок. Согласно официальному постановлению, опубликованному 28 января на Национальном правовом интернет-портале, измененные тарифы теперь распространяются не только на импортируемые автомобили и прицепы, но и на транспортные средства, произведенные на территории Беларуси.
Фото носит иллюстративный характер
Напомним, что в России в этом году также произошел значительный рост утилизационного сбора, и об этом мы подробно рассказывали в предыдущих материалах. Теперь аналогичные изменения затронули и Беларусь, что в свою очередь может отразиться на всей автомобильной отрасли страны.
В опубликованном постановлении правительства содержится четкий перечень транспортных средств, на которые теперь распространяется утильсбор. Исключение составляют лишь самоходные машины и прицепы, предназначенные для них.
Для всех остальных категорий автомобилей сумма утилизационного сбора будет зависеть от ряда факторов, среди которых ключевыми являются:
Для легковых автомобилей — объем двигателя и возраст машины;
Для грузовиков — год выпуска и вес транспортного средства;
Для автобусов — объем двигателя и возраст транспортного средства.
Таким образом, чем мощнее и новее автомобиль, тем выше сумма утилизационного сбора, которую придется заплатить его владельцу.
Особенно заметно изменение тарифов скажется на владельцах автомобилей категории M1 — легковых машин, рассчитанных на перевозку до 8 пассажиров (помимо водителя). Важно отметить, что старые автомобили, возраст которых превышает три года, облагаются утильсбором по более низким ставкам, чем новые транспортные средства
Относительно выгодные условия предусмотрены для электромобилей, а также автомобилей, которые ввозятся физическими лицами исключительно для личного пользования. В зависимости от возраста машины сумма утильсбора для них составит:
Электромобили и авто для личного пользования:
возраст до 3 лет — Br1 148, 86
возраст старше 3 лет — Br2 757, 36
Если же речь идет о бензиновых или дизельных автомобилях, суммы сборов значительно выше.
Они зависят от рабочего объема двигателя:
Двигатель до 1000 см³:
возраст до 3 лет — Br6 365, 57
возраст старше 3 лет — Br16 249, 5
Двигатель от 1000 до 2000 см³:
возраст до 3 лет — Br23 575, 91
возраст старше 3 лет — Br41 471, 55
Двигатель от 2000 до 3000 см³:
возраст до 3 лет — Br66 248, 51
возраст старше 3 лет — Br100 301, 81
Двигатель от 3000 до 3500 см³:
возраст до 3 лет — Br76 068, 86
возраст старше 3 лет — Br116 459, 46
Двигатель свыше 3500 см³:
возраст до 3 лет — Br96 868, 22
возраст старше 3 лет — Br127 339, 56
Автомобили, ввозимые физическими лицами для личного пользования:
возраст до 3 лет — Br544, 5
возраст старше 3 лет — Br1 089
Таким образом, владельцы автомобилей с крупными и мощными двигателями столкнутся с особенно высокими расходами на уплату утилизационного сбора.
Рост ставок утилизационного сбора неизбежно приведет к тому, что стоимость автомобилей на белорусском рынке значительно увеличится. Подорожание затронет как новые, так и подержанные машины, причем особенно ощутимо это будет для импортируемых авто. Уже сейчас многие автодилеры заявляют, что вынуждены пересматривать ценовую политику, так как новые тарифы делают покупку транспортных средств менее доступной для населения.
Учитывая, что аналогичное повышение утильсбора ранее произошло в России, эксперты прогнозируют дальнейшее давление на автомобильный рынок Беларуси. Это может привести не только к росту цен, но и к снижению объемов продаж.
На данный момент правительство не делало заявлений о возможных льготах или послаблениях в отношении новых ставок утилизационного сбора. В ближайшее время можно ожидать разъяснений со стороны властей, а также реакции со стороны автодилеров и потенциальных покупателей.
Очевидно, что новые изменения усложнят жизнь как для физических лиц, желающих приобрести автомобиль, так и для компаний, занимающихся импортом и продажей транспортных средств. Вопрос остается открытым: смогут ли белорусские автолюбители адаптироваться к новым условиям, или же спрос на автомобили в стране начнет стремительно падать?