С 1 января 2025 года в России вступили в силу изменения в правилах утилизационного сбора на автомобили, ввезённые из-за границы. Новые ставки сборов выросли в среднем на 20%, что уже существенно отразилось на стоимости таких транспортных средств.
Для легковых авто с объёмом двигателя от 1 до 2 литров сумма утильсбора увеличился с 556 тысяч российских рублей (18 781, 4 BYN) до 667 тысяч рублей (22 500, 5 BYN). Владельцам подержанных автомобилей с двигателями объёмом от 2 до 3 литров, чей возраст превышает три года, теперь придётся заплатить 2, 8 млн рублей (94 500, 5 BYN) вместо 2, 4 млн рублей (81 047, 5 BYN), как это было в 2024 году.
Важно подчеркнуть, что повышение утилизационного сбора касается не всех категорий автовладельцев. Новые ставки распространяются только на следующие случаи:
Для физлиц, ввозящих авто для собственного использования, размер утильсбора остаётся неизменным и составляет всего 5200 рублей (175, 5 BYN).
Тем временем в России началась волна массовых аннуляций регистраций автомобилей в базе Госавтоинспекции. Владельцы транспортных средств, ввезённых по параллельному импорту, начали получать сообщения о доплате утильсбора в размере до 400 тысяч рублей (13 487, 5 BYN). Как сообщается на портале Autonews, причиной этому стало занижение стоимости автомобилей при таможенном оформлении. Часто продавцы намеренно указывали заниженную стоимость транспортного средства, чтобы уменьшить размер таможенных платежей.
Если в документах выявляются нарушения, связанные с неправильным декларированием или искажением стоимости, Федеральная таможенная служба (ФТС) передаёт информацию в базы данных, подключённые к ГИБДД. На основании этих данных регистрационные документы на такие автомобили блокируются, а машины фактически утрачивают статус законного транспортного средства на территории России.
Эксперты автомобильного рынка отмечают, что подобные меры в первую очередь затрагивают автомобили, привезённые недобросовестными продавцами или без должного контроля со стороны владельцев. Те же, кто самостоятельно занимался покупкой, растаможкой и проверял весь процесс ввоза автомобиля «под себя», как правило, не сталкиваются с подобными проблемами.
Таким образом, ужесточение правил и повышение ставок утилизационного сбора существенно влияют на автомобильный рынок. Особенно это касается автомобилей, ввозимых в коммерческих целях для перепродажи. Подобные изменения стимулируют граждан внимательнее относиться к процессу ввоза транспортных средств, а также тщательнее проверять документы, чтобы избежать возможных проблем с регистрацией.